Успенский собор московского кремля: часы работы, адрес, история создания и фото

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

Интересные факты

Исторические факты говорят, что храм имел очень сложную судьбу и длительное развитие. Несколько пожаров, набеги татаро-монгол, ограбления не смогли уничтожить подлинное искусство древнерусского зодчества.

Духовные устои, трепетное отношение поколений к собору, как к религиозной реликвии, глубокая и истинная вера людей помогли ему стать краше и лучше:

  • в 1410 году храм вновь был подвергнут нашествию татаро-монгол, разграбивших и поджегших его. Сгорели колокола. Ключник Патрикий спрятал часть драгоценной церковной утвари, за что был замучен врагами. Выдал ли он свой тайник или нет, об этом в летописях ничего не говорится. Может случиться так, что утерянные драгоценности будут найдены, и займут свое место в соборе, как память о многовековой истории и подвиге Патрикия;
  • фрески, с пророками и павлинами, найденные внутри Всеволодовой галереи с северной стороны, говорят, что храм Андрея Боголюбского имел расписные наружные стены. Легко представить, какое было великолепие и цветение по стенам белоснежного здания;
  • реставрация 1888-1891 гг. воссоздала вид собора Всеволода III, дошедшего в таком виде до современности;
  • Успенские соборы в Москве и Владимире похожи, но их различают множество архитектурных деталей;
  • «нулевой километр» во Владимире считается от колокольни Успенского собора;
  • Российские императоры и цари обязательно посещали собор перед вступлением на царский трон.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

История храма

Успенский собор построен в 1158-1560 гг. Князь Андрей Боголюбский сделал Владимир своей столицей и начал в нем новое помпезное строительство. Были приглашены лучшие мастера — по некоторым сведениям, часть из них прислал сам Фридрих Барбаросса. Новый храм был выше, чем знаменитые киевская и новгородская Софии.

В 1185 году случился пожар, который уничтожил часть росписей и храм был обновлен и переделан. Это случилось при следующем князе — Всеволоде Большое Гнездо, младшем брате Андрея. Именно при нем Владимирское княжество стало самым обширным и могущественным из русских земель, а Успенский собор был главным ее храмом и усыпальницей правителей: и Андрей Боголюбский, и его сыновья, и сам Всеволод были похоронены там.

В эти годы Успенский собор был обнесен широкими закрытыми галереями, а в старых стенах были сделаны арки — получилось, что старый храм как бы находится внутри нового. Часть резьбы была перенесена на новые внешние стены, часть выполнена заново. Ученые спорят о том, был ли первоначальный храм пятиглавым или одноглавым, но у нового храма совершенно точно было уже пять глав.

В 1238 году собор горел при штурме Владимира татаро-монгольскими войсками, но сильно пострадал только интерьер, а внешний облик остался неизменным. В XIV веке при Дмитрии Донском он заново расписывается артелью Андрея Рублева и Даниила Черного. К XVIII веку здание сильно обветшало. В начале XVIII века перестройке подверглась крыша собора — ее заменили на обычную четырехскатную. Но состояние его по-прежнему оставляет желать лучшего.

В 1769 году Владимир посетила Екатерина II. Она выделила 14 тысяч рублей на ремонт древнего храма. В процессе этого ремонта забелили старые рублевские фрески и разобрали иконостас. Вместо старого поставили резной барочный в духе нового времени. Вырезали его мастера Калистрат и Степан Бочкаревы. Иконы в него поместили тоже новые — работы владимирского иконописца Строкина.

В самом начале XIХ века были срыты земляные валы старой крепости, а храм был обнесен новой оградой. В 1810 году была построена новая колокольня взамен старой, в которую попала молния. Колокольня была построена уже в стиле классицизма, но сделана так, чтобы вписываться в общий ансамбль – например, ее гипсовые украшения отчасти повторяют белокаменную резьбу храма. На первом этаже колокольни была устроена часовня. В 1862 году по проекту Н. Артлебена перестраивается теплый придел Георгия Победоносца – теперь он соединяет храм и колокольню. В эти годы постепенно начинается открытие древних фресок собора.

Краткое описание истории создания Успенского собора Московского Кремля в Москве

  • История этого удивительного места началась в 1326 году по идее митрополита Петра и приказу князя Ивана Калиты. Знаете ли вы? В этом году здесь был воздвигнут первый в Москве каменный храм, хотя согласно археологическим находкам деревянная церковь существовала здесь и раньше.
  • Просуществовав около 150 лет, к 1472 году каменное строение сильно обветшало, и было принято решение о строительстве нового храма. Как ни странно, строительство не было завершено, поскольку храм снова обрушился.
  • Тогда в 1475 году царь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, с помощью которого в течении 4 лет был построен красивый белокаменный храм, который существует и поныне. С тех пор он стал местом проведения многих торжественных мероприятий. Здесь проводились венчания на царство, посвящения в митрополиты, епископы и патриархи, здесь также была устроена усыпальница для многих великих церковных деятелей. С приходом Советской власти в соборе был устроен музей. Его строение и богатое внутреннее убранство подверглось научной реставрации, которая была завершена в 50-х гг. XX века.
  • С 1990 года здесь возобновились церковные богослужения, но они проводятся редко, лишь в честь великих праздников.

Достопримечательности Успенского собора

Архитектура и интерьер Успенского собора

Архитектура и особенно внутренне убранство храма – очень праздничны и торжественны. В соборе гармонично сочетаются романский, византийский, готический и русский стиль архитектуры.

Знаете ли вы? Собор строился по подобию Успенского собора во Владимире и во многом его напоминает.

Успенский собор является трехнефным пятиглавым храмом, выполненным из монолитных белых каменных блоков, что создает впечатление целостного строения. Внутри него очень просторно и светло.Роспись стен и фрески являются не только прекрасным украшением храма, но и старинными неповторимыми произведениями искусства, особенно прославившими Успенский собор Московского Кремля на весь мир. Первые росписи здесь были выполнены в конце XV – в начале XVI века. Потом поверх них храм был заново расписан в 40-х годах XVII века. Потолок собора напоминает небесный свод, а на его стенах мы можем увидеть прекрасные изображения различных библейских сюжетов – иллюстрации из Евангелия, Житие Божьей матери, Страшный Суд, Вселенские Соборы и истории из жизни мучеников.


Знаменитые росписи Успенского собора. Особую ценность представляет также и царское моленное место (Мономахов трон), которое было сооружено для Ивана Грозного в 1551 году. Это прекрасное произведение искусства, сочетающее в себе различные элементы резьбы.


Моленное место Ивана Грозного. Также в соборе хранятся ценные памятники декоративного-прикладного искусства:

  • Изящное паникадило, выполненное из серебра, украшенное гирляндами и цветами и достигающее веса в 328 кг;
  • Шатер для хранения церковных святынь 1624 года;
  • Корсунские ворота – входные храмовые двери, занимающие южную сторону храма и украшенные золотом.

Усыпальница

Помимо всего прочего, Успенский собор, начиная с 1327 года, когда здесь был похоронен основатель храма – митрополит Петр, является также и усыпальницей, в которой в данное время находится 19 гробниц. Здесь похоронены Чудотворцы Иоан, Петр, Филипп, Ергомен и многие другие великие церковные подвижники.

Лазарев В. Н.

Успенский собор Московского Кремля

Фрески. Около 1479

116. Успенский собор в Московском Кремле. 1475–1479. Вид с юго-восточной стороны

Фрески Похвальского придела были освобождены от покрывавшей их штукатурки реставратором Е. И. Брягиным в 1913 году. Сохранность фресок довольно хорошая (имеются утраты из-за механических повреждений и потертостей верхнего красочного слоя).

Поклонение волхвов является верхней частью композиции Собор пресвятой Богородицы, нижняя часть которой утрачена. Этот сюжет получает распространение с XIV века (ср. псковскую икону Собор Богоматери в Третьяковской галерее). В целом композиция иллюстрирует церковную песнь, поющуюся в праздник Рождества и прославляющую Богоматерь с младенцем.

П. П. Муратов ошибочно датировал росписи Похвальского придела датой его основания, то есть 1459 годом, полагая, что придел сохранился от старого Успенского собора (Два открытия. — София, 1914, № 2, с. 5–11). На самом деле Похвальский придел современен постройке Фиораванти. Наиболее вероятная дата его росписи — около 1479 года, когда впервые был освящен возведенный Фиораванти собор (Иоасафовская летопись под 1479 годом ). Расчистки фресок Петропавловского придела, алтарной преграды и жертвенника Успенского собора в 1960, 1961, 1966 и 1967 годах показали, что фрески эти, близкие по стилю к росписи Похвальского придела, имеют много общего с произведениями Дионисия и его мастерской.

79. Антоний Великий. Фреска на алтарной преграде 80. Сорок мучеников севастийских. Фреска в жертвеннике. Деталь  105. Св. Симеон. Фреска на алтарной преграде  106. Св. Варлаам. Фреска на алтарной преграде

Литература

Успенский А. И. История стенописи Успенского собора в Москве. — Древности. Труды имп. Московского археологического общества, т. XIX, вып. III. M., 1902, с. 47–70.

Муратов П. Два открытия. — София, 1914, № 2, с. 5–11.

В С. Поклонение волхвов (фреска, недавно открытая на стене московского Большого Успенского собора). — Светильник, 1914, № 2, с. 3–4.

Древние фрески за иконостасом московского Успенского собора. — Светильник, 1915, № 1, с. 3–7.

Зонова О. В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля. — В кн.: Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964, с. 111–123.

Зонова О. В. Первая роспись Успенского собора . Л., 1971.

Алпатов М. В., Зонова О. В., Челюбеева З. П. Успенский собор Московского Кремля. Альбом. М., 1971.

Зонова О. В. Об идейно-историческом содержании группы ранних фресок Успенского собора. — В кн.: Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования, I. М., 1973, с. 64–72.

Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI века. М., 1975, с. 57–59, 64, 88–91.

Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля. М., 1979, с. 15–22, табл. 45–62.

Орлова М. А. Фрески Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. — В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980, с. 305–316.

Зонова О. В. Ранние фрески Успенского собора Московского Кремля как памятник русской культуры 80-х годов XV в. — В кн.: Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины (материалы юбилейной научной конференции). М., 1983, с. 177–182.

Качалова И. Л. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. Итоги реставрации живописи в 1978–1979 гг. — В кн.: Древнерусское искусство. XIV–XV вв. М., 1984, с. 267–282.

Зонова О. В. О ранних алтарных фресках Успенского собора. — В кн.: Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985, с. 69–86.

Качалова И. Я. История реставрации монументальной и станковой живописи Успенского собора. — В кн.: Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985, с. 174–188.

Зонова О. В. К вопросу о первоначальном художественном убранстве предалтарной стены московского Успенского собора. — Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования, VII. Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990, с. 57–66.

Ярош В. Н., Окуньков В. С. О технике живописи XV в. алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. — Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация, 14. М., 1991, с. 82–91.

Толстая Т. В. «Сорок севастийских мучеников» в программе алтарных росписей Успенского собора Московского Кремля. — Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998, с. 122–143.

Монашеские мотивы

Еще две сцены можно обнаружить на нижнем ярусе. На левой стороне дарование ангелом монашеского устава святому Пахомию, а на правой — разговор между преподобным Варлаамом и его учеником индийским царевичем Иоасафом. И тот, и другой сюжет представляет собой особенное, уникальное явление

Они наглядно демонстрируют, с каким вниманием мастера того времени относились к теме монашеского подвига. Стоит признать, что определенный интерес к проповеди идеалов монашества можно было встретить и раньше, но расположение таких сюжетов в непосредственной близости от алтаря говорит, что отношение к нему было особенным

Это представляется особенно необычным, если принять во внимание тот факт, что Успенский собор строился как городской, а на монастырский храм. Обе эти сцены выполнены в виде фресковых икон, которые входили в местный иконостас вместе с другими образами, написанными на досках

Скорее всего, над ними работали разные мастера.

История

Официальная история собора началась еще в годы правления Ивана Калиты — в 1326 году. Строительство православной церкви длилось чуть больше года. Спустя столетие на Кремль обрушился пожар, который оказал разрушительное воздействие на некоторые элементы собора, в частности, на своды и северный придел. В связи с этим появилась необходимость в перестройке здания.

Успенский собор в Москве, 13 век

К 1474 году новая постройка была практически готова, но случилось землетрясение, из-за которого произошло обрушение конструкций. Для восстановления прибыл архитектор из Италии Аристотель Фиораванти. Он укрепил конструкцию железными сваями, блоками из камня и кирпича.

В успенском соборе происходила коронация Александра III, а также много других значимых событий

В новом для себя обличии Успенский собор предстал на суд общественности уже в 1479 году. Еще несколько лет потребовалось мастерам на роспись стен. Участвовал в этом нелегком деле известный в те годы иконописец Дионисий и его ученики.

Над росписью собора работали лучшие мастера иконописи. Их рисунки сохранились спустя много веков

В 16-м веке храм пережил новое потрясение — пожар, из-за последствий которого был подвергнут масштабной реконструкции. Она предусматривала закрытие медными листами верхней части белокаменной церкви. В это же время на иконостас установили четыре образа, привезенные в Кремль специально из Великого Новгорода. Это “Спас на престоле”, “Апостолы Петр и Павел”, “Устюжское Благовещение” и “Богоматерь Одигитрия”.

Практически вся площадь Успенского собора заполнена фресками или иконами

Шли годы, менялась власть и территория Кремля. Постепенно здание собора стало разрушаться. Не единожды его реконструировали и перестраивали, а во времена наполеоновских войн и вовсе разграбили. Были похищены Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, а часть драгоценных риз с икон переплавили.

Успенский собор Кремля, 1913 год

Только в 20-м веке приняли решение восстановить первоначальный облик здания. Специалистам удалось расчистить иконы 14-го века. В 1955 году собор распахнул двери уже в статусе одного из музеев Московского Кремля. Сегодня он также остается музейным комплексом, даже несмотря на то, что в его стенах регулярно проводятся церковные службы.

Величие и история собора вдохновляют современных художников и фотографов. Купола Успенского собора, фото Марка Редькина

Детинец на Соборной горе

Смоленск — один из древнейших городов Руси. Самые древние археологические слои, обнаруженные на Соборной горе в районе Школьной улицы, относятся к IX веку. В XI-XII веках здесь находился детинец — религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом. В восточной части Соборной горы археологи обнаружили остатки каменного терема, к юго-западу от Успенского собора — фундаменты каменной церкви.

В XV-XVI веках, когда Смоленск оказался в составе Великого княжества Литовского, детинец превратился в религиозный центр, утратив свои административные функции. Хотя внешне он по-прежнему производил впечатление крепости. Вот почему в Смоленске отсутствует кремль как таковой.

Успенский собор со стороны Школьной улицы

Внутреннее убранство и святыни Успенского собора

Главный престол Успенского собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Площадь внутри собора огромна — более 2000 кв. метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле. Четыре колонны делят собор на 3 нефа и несут на себе своды. Высота стен четверика достигает 29,7 метров. На высоте 18,65 метров расположены хоры.

Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.

В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Однако после оккупации Смоленска в Великую Отечественную войну она безвозвратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перевезенная из церкви Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Другая святыня Успенского собора — сандалии святого Меркурия Смоленского. Меркурий, иностранец по происхождению, молился перед иконой Богородицы, когда услышал повеление напасть ночью в стан Батыя, войска которого подошли к Смоленску. Ему удалось почти исполнить задуманное и перебить множество монголов и их главаря-батыра. Наутро перепуганные монголы отошли от стен Смоленска. Погибший в схватке с ними Меркурий был причислен к лику святых.

Еще одна святыня Успенского собора — плащаница «Положение во гроб», которая находится в левом опорном столбе. Согласно вышитой на ней надписи, она была создана в 1561 году в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. Первоначально плащаница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда была похищена французами в 1812 году. Смоленские партизаны сумели отбить её, за что она была пожалована Успенскому собору в Смоленске. Еще две плащаницы из мастерской Старицкой хранятся в Троице-Сергиевой лавре (1561) и в Русском музее (1560).

Окно в алтарной части Успенского собораЗападный фасад Успенского собора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector