Гатчинский дворец музей-заповедник гатчина, санкт-петербург

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

Парк

Гатчинский дворцовый парк начал создаваться вместе с дворцом. Он стал первым пейзажным парком в России. Для его создания был приглашен знаменитый мастер из Италии Иоганн Буш.

Гатчинский парк выполнен в английском стиле. Здесь нет строгой упорядоченности, создатели только подчеркнули естественную природную красоту. Садовники добивались поразительного эффекта, высаживая растения с различной по цвету листвой и хвоей.

Гатчинский парк, фото которого вы видите в нашей статье, имеет композиционный центр, которым является Белое озеро. Здесь появляются многочисленные архитектурные сооружения — мостики, беседки, павильоны и т.д. Чесменский обелиск, созданный по проекту Ринальди, стал одним из первых. Он посвящен победе русского флота над турками в бухте Чесма (1770 г).

Гатчинский парк вызывает огромный интерес у специалистов. Некоторые его постройки (портал Маска и Березовый домик) являются бесценными памятниками архитектуры. Портал Маска изготовлен из камня, а Бревенчатый домик оформлен березовыми поленьями. Он выглядит довольно просто, но в то же время очень живописно. С виду он напоминает поленницу дров. Но за кажущейся простотой кроется дорогая внутренняя отделка. Подобные постройки были распространены в конце XVIII века. Их выполняли в виде хижины или шалаша, но внутри отделывали с дворцовой роскошью. Они предназначались для отдыха компаний, гуляющих в саду. Другие парковые постройки не менее интересны. К примеру грот Эхо, амфитеатр, Адмиралтейские ворота, павильон Орла и другие.

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Гатчинский дворец часы работы. Приоратский дворец в Гатчине — режим работы 2019 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

129566

Приоратский дворец в Гатчине – это уникальное сооружение, возведенное в тихом месте на берегу Черного озера архитектором Николаем Львовым. В этом строении необычно все: его имя и материал из которого он создан, технология строительства и легенды с ним связанные. Приоратский дворец является единственным в России памятником архитектуры, построенным по глинобитной технологии.

При его сооружении спрессованный суглинок помещался в деревянную опалубку и заливался известковым раствором. Прочность такой технологии была испытана заранее, когда в Гатчинском саду был построен образец здания и дамы пытались проткнуть его зонтами, а офицеры – клинками. Хотя срок службы таких строений составляет 20 лет, вот уже более 200 лет это удивительное сооружение возвышается в уединенном месте вдали от других построек.

Одна из самых распространенных легенд рассказывает, что между кабинетом Павла I, расположенным в Часовой башне, и Приоратом существует подземный ход. В самом деле, во время реставрационных работ был обнаружен тоннель, и хотя один из смельчаков прошел по нему около 100 метров, до сих пор не удалось выяснить назначение хода и куда он ведет.

Название дворца происходит от латинского слова «prior», что означает монастырь и, действительно, это здание строилось как место пребывания рыцарей Мальтийского ордена и раньше оно называлось Приоратским игуменством или просто Приоратом. Дворцом его стали именовать только в XX веке, хотя в качестве дворца для великих особ оно никогда не использовалось.

В католицизме очень часто монахи объединялись в так называемый Монашеский орден, у которого был свой устав, утвержденный папой римским, и свой монастырь – аббатство.

Почему же недалеко от Гатчинского дворца появился этот приорат (небольшой монастырь)?

Известно, что с детства Павел I интересовался историей Мальтийского ордена Св. Иоанна, отношения с которым русское государство установило еще при Петре Первом. Кроме того, во время Русско-Турецкой войны офицеры Мальтийского ордена, среди которых был граф Юрий Литта, сражались на стороне России.

Великая Французская революция лишила Мальтийский Орден всего имущества, его поместья были конфискованы, а вся серебряная утварь переплавлена в слитки и стала собственностью народа.

Павел I был потрясен падением Мальтийского ордена и поэтому, когда граф Литта, обратился к нему с просьбой в покровительстве, император сразу согласился. К тому же он надеялся на распространение влияния Российского государства на восток, и при этом Мальта могла стать удобной военно-морской базой. В 1798 году Павел I приказал построить для Мальтийского ордена Игуменство (приорат). Позже император стад приором Ордена, поэтому возведенный в 1799 году замок принадлежал ему.

Место для строительства выбрал сам архитектор Николай Львов и оно оказалось очень удачным. Построенное здание было асимметричным и поэтому с каждой стороны оно выглядело совершенно по-разному.

Если смотреть на него с берега озера, то кажется, будто замок находится на живописном острове. Разные части здания имеют черты, характерные для разных архитектурных строений. Так, здание кухни имеет сходство с русской избой, подпорная стена придает строению вид крепости, а с южной стороны замок похож на капеллу.

Форма всех частей, из которых состоит Приоратский дворец, очень простая, но именно их композиция придает зданию оригинальность. Издали видна граненая башня с пирамидальным шпилем, рядом с которой построены основной двухэтажный корпус и совсем небольшое пятигранное сооружение высотой всего в один этаж — капелла.

Стены строения гладкие, ничем не украшенные, а художественный эффект достигнут благодаря резкому контрасту между их белизной и красной черепицей.

Среди внутреннего убранства надо отметить оригинальные дощато-кессонные потолки, состоящие из прямоугольных розеток, в центре которых находится шар-репей. Такая конструкция позволяет перекрыть большие площади, уменьшить нагрузку на стены и создает прекрасную акустику. Также впервые здесь была устроена система печей, ставшая прообразом калориферного отопления.

Режим работы Приоратского дворца в 2019 г.

  • Летний период (с 18 июня по 31 августа)
    • Ежедневно с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше.
    • Санитарные дни — 1 июля и 5 августа.
  • Зимний период (с 1 сентября по 17 июня)

Фотографии Приоратского дворца, интерьеры Приората

Уже издали, когда подходишь к Приорату, он потрясает. Кажется, что белый замок-монастырь словно вырастает из Черного озера. Парк здесь не такой ухоженный, как Дворцовый, вода к августу зацвела.

Приоратский дворец на берегу Черного озера

На первом этаже располагается выставка восточного искусства, на втором — экспозиция, связанная со строительством Приората и Мальтийским орденом.

Интерьер одного из залов ПриоратаМодель Приоратского дворцаИнтерьер одного из залов второго этажаИнтерьер одного из залов второго этажаИнтерьер одного из залов второго этажаБашня ПриоратаСад около дворцаВид на Приоратский дворец с холмаСвоим обликом Приорат напоминает немецкое аббатство

Гатчинский дворец императора Павла I

Работы по расширению служебных помещений имеющегося дворца по решению Павла I начались в 1796 году, их проводил архитектор Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Стены также появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк.

Обустройство комнат для семьи Павла I в главном корпусе дворца и в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) было начато в 1797 году. Помимо этого, занятую газонами площадь перед дворцом превратили в плац и окружили бастионной стеной. Со стороны парка на прилегающей к дворцу территории был разбит небольшой Собственный сад.

Назначенный Павлом I в 1799 году главный архитектор Гатчины Андреян Дмитриевич Захаров закончил надстройку Кухонного каре; по его проекту во дворце на месте существовавшей ещё с орловских времён старой церкви, в 1800 году возвели новую церковь.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

Главные преимущества землебита

Высота сооружения, возведенного из землебита, не превышала два этажа, а его стены для большей устойчивости расширялись книзу. Надо сказать, что дворяне опробовали новую технику строительства для своих усадеб, но широкого применения в стране она не получила. И только архитектор Львов, освоивший землебит сначала у себя в имении, а затем в Гатчине, раскрыл всем его плюсы. Главным достоинством считалась пожаробезопасность утрамбованных глиняных блоков, к тому же такое строительство сохраняет лесные богатства, что является еще одним немаловажным преимуществом.

К сожалению, после смерти архитектора, создавшего школу землебитного строительства, его дело не получило дальнейшего развития, а учебное заведение вскоре было закрыто.

Гатчинский дворец графа Орлова

Григорий Орлов самолично взялся за возведение дворца. Для разработки проекта граф и Екатерина II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его работа удачно сочетала в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. В центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства:

По завершению строительства Гатчинский дворец стал единственным замком в пригородах Санкт-Петербурга. Это было здание, которое состояло из 3-х связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод.

Главный корпус был соединён двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным, что всё вместе представляло собой замкнутые четырёхугольники с внутренними дворами. По их углам располагались восьмиугольные башни.

Фасад дворца был облицован парицким известняком, который добывали близ Гатчины, в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня.

Вот дворце Григорий Орлов прожил недолго, графу не удалось в полной мере насладиться красотой и уютом его интерьеров. После его смерти, у его братьев в начале 1783 года Гатчину обратно выкупила Екатерина Великая и подарила в 1783 год своему сыну — великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

Интересные факты

Заповедник окружен легендами. Каждое здание таит события, которые сопровождали его возведение.

Начало глинобитного строительства в России

Император Павел Петрович в разговоре с русским Леонардо да Винчи, архитектором Львовым, сказал, что видел, как в Европе строят дома из смеси земли, извести и песка. И такие здания довольно крепки. Царь приказал зодчему возвести в Гатчине угол избы с крышей по такой же технологии.

Львов выписал двух мужиков и начал возводить постройку. Павел Петрович регулярно приходил с сыном Александром и невесткой смотреть, как продвигается дело. Однажды цесаревна попробовала проковырять в стене отверстие острым концом зонтика. Это ей не удалось: таким образом, была доказана прочность опытного образца. Сегодня Приоратский дворец – единственное здание в России, построенное по технологии землебитного строительства.

Как выбиралось место для Приоратского дворца

Император Павел Петрович, после утверждения представленного Львовым плана, поручил архитектору выбрать место для Приоратского дворца по собственному усмотрению. Но Обольянинов, который в то время управлял парком, отрицал все указанные зодчим места. В конце концов, Львов сказал, что построит здание там, где укажет капризный генерал.

Обольянинов выделил место, такое болотистое, что увязала собака. Но Львов заявил, что выстроит дворец и здесь, но смета будет слишком высока, потому что придется осушать болото. Обольянинов смирился и позволил архитектору выбирать место самому. В итоге, строительство обошлось Павлу Петровичу в 27 000 рублей, из которых собственно возведение дворца и стен из земли стоило 2 000 рублей, а остальные 25 000 ушли на каменное строительство, крышу, столярные и плотницкие работы.

Символ Гатчины

Символом дворцово-паркового ансамбля является орел. По преданию, император Павел Петрович подстрелил из ружья орла. Гордая птица упала на землю в парке. В этом месте император приказал построить колонну, а в том месте, где во время выстрела стоял сам, – павильон. Но здесь имеется некоторая недосказанность: павильон построен при Павле Петровиче, а колонна – при первом хозяине, Григории Орлове. Но то, что на павильоне изображен орел, который держит в лапах монограмму Павла, очевидно. А почему два возведенных в разное время сооружения составляют ансамбль, точно сказать невозможно.

Грот Эхо

Подземный ход из дворца оканчивается на берегу озера Белое. И он стилизован под грот. Но архитектурные особенности постройки делают возможным появление эха из нескольких слогов. Например, если крикнуть в тоннель: кто недолго правил, то эхо возвращает ответ: Павел.

Тайна побега Керенского

Керенский в воспоминаниях описывает свое бегство из Гатчинского дворца в 1917 году через подземный ход. В эти сложные дни солдаты и матросы заняли единственный выход из царской резиденции. Дождавшись темноты, политик вышел через подземелье. Но он не уточняет, через тот ход, который оканчивается гротом Эхо, или через какой-то другой.

Архитектурные сооружения

В городе сохранились строения, которые причислены к памятникам архитектуры и особо охраняемым объектам. Но наибольший интерес для туристов представляют царские резиденции: Гатчинский и Приоратский дворцы.

Гатчинский дворец

Гатчина начинается для туристов, которые приезжают для знакомства с городом самостоятельно или в составе экскурсионной группы, с главной достопримечательности – Гатчинского дворцового комплекса. Его возникновение связано с временами правления великой императрицы Екатерины, одарившей своего фаворита земельными угодьями.

Граф Орлов развернул нешуточное строительство, и через 15 лет, по завершении масштабных работ, в 1781 году здесь появились редкий по красоте дворец работы итальянского архитектора Антонио Ринальди и уникальный пейзажный парк, мастерски вписанный в природный рельеф местности с родниковыми озерами, речками и протоками.


Гатчинский дворец — главная достопримечательность, на осмотр которой самостоятельно уйдет целый день

Центральное место занимает трехэтажное здание, увенчанное высокими башнями и соединенное с более низкими флигелями дугообразными крыльями. Флигеля использовались в качестве служебных помещений и имели для удобства внутренние дворы.

Интерьеры дворца, по описанию современников, были великолепны. Но граф Орлов недолго владел этим сокровищем, после его кончины дворец купила Екатерина Великая. Здание немного переделали, и с 1783 года оно стало царской резиденцией в Гатчине.

В 1796 году императором страны стал Павел I, который практически переехал в Гатчину, превратив дворец в крепость с бастионами, рвом, мощной охраной. На годы его правления пришлось мощное развитие города: знать, стремясь быть ближе к царю, строила здесь дома, учреждения, развлекательные и иные заведения.

После убийства Павла I последующие правители, поддерживая дворец в надлежащем состоянии, приезжали в город нечасто.

После 1917 года в Гатчинском дворце открыли музей для ознакомления народа с жизнью царей. Масштабная реконструкция здания началась в 1976 году и производится до сих пор. Музей не прекращает своей работы ни на один день, сразу же открывая двери в восстановленные помещения.

Сегодня посетители могут увидеть:

  • на первом этаже – комнаты Павла I с личными вещами, его портреты работы известных художников, коллекцию картин;
  • на втором этаже – анфиладу великолепных залов, среди которых и столовая, и будуар императрицы Марии Федоровны, и парадная опочивальня, а также коллекцию оружия, русских императоров;
  • третий этаж – экспозиция об истории дворца-музея, картинная галерея и действующая домовая церковь.

Кроме того, при дворце открыты после реконструкции:

  • подземный ход, построенный при графе Орлове;
  • сигнальная башня (одна из двух возвышающихся над центральным корпусом), на которой устроена смотровая площадка;
  • арсенальный зал.

Музей работает с 11 до 19 часов без выходных дней. Стоимость взрослого билета 400 руб., детского и пенсионного – 200 руб.

Гатчинский дворец-музей

В мае 1917 года Временным правительством был издан Указ о создании в городах дворцового ведомства Петергофе, Царском Селе и Гатчине художественно-исторических комиссий «для приёма, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших дворцовых управлений».

Открытие Гатчинского дворца-музея состоялось 19 мая 1918 года. Гатчинский замок открылся для посетителей, для всех желающих — широкой публики. После этого каждый житель нашей страны мог увидеть интерьеры, в которых жили цари. Сохранились данные о посещаемости дворца в первые годы после его открытия.

Максимальное число посетителей было зафиксировано в 1921 году — более 21 000 человек. С тех пор и до Великой Отечественной войны Большой Гатчинский дворец был крупнейшим из дворцов-музеев, расположенных в пригородах Санкт-Петербурга. Его часто называли «пригородным Эрмитажем».

Великая Отечественная война нанесла большой ущерб всему дворцово-парковому ансамблю. И лишь в 1976 году дошла очередь до реставрации дворца в Гатчине. Но уже спустя 9 лет, в 40-й юбилей Победы нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войне — 8 мая 1985 года, для посещения открылись первые парадные залы ХVIII века — Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.

В 1993 году был расчищен подземный ход, который стал легендой замка, и снова, о чудо, здесь зазвучало эхо. В мае 2010 года после реставрации открылся обновлённый Павильон Венеры, а следом за ним, в октябре, был восстановлен уникальный Водный лабиринт.

Экскурсии

Гатчина – отличное место для самостоятельного осмотра. Но более яркие впечатления оставят, конечно, прогулки с экскурсоводом:

  1. Замок русского Гамлета поразит воображение туристов. Необычная планировка, красочные интерьеры, сочетание рыцарских традиций с домашним уютом семьи Романовых, рассказ гида о призраках подземного хода, живущих также и в замке, заставят время пролететь незаметно.
  2. Изучать историю семьи Романовых можно по истории Гатчинского дворца. Осмотр Приратского замка раскроет тайны масонского течения в России (магистром Ордена был и Павел Петрович), посещение Острова Любви и павильона Венеры добавят в экскурсию романтическую нотку.
  3. Невозможно составить представление о Пригородном Эрмитаже, не походив по уникальному парку, с его тенистыми аллеями. Гости обязательно погуляют с экскурсоводом после осмотра экспозиции Большого дворца. А истории, рассказанные гидом, оставят незабываемые впечатления.

В обслуживание гостей входит трансфер из города Санкт-Петербург. Но бронировать место требуется заранее.

В подземельях Гатчины

Подземелья Гатчины окутаны тайнами. Из парадной спальни в Большом дворце тайный ход по винтовой лестнице ведет в подвалы дворца. Тянется этот ход примерно на сто двадцать метров, проходит через грот «Эхо» и заканчивается на берегу Серебряного озера. Своды галереи вымощены камнем, а пол – плитами из известняка. По некоторым данным, тайный ход был выстроен еще при первом владельце дворца князе Орлове. Грот «Эхо» получил свое название благодаря акустике, создаваемой стенами тайного хода. По мнению историков, потайной ход не использовался по своему прямому назначению и служил для забавы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector