Нефтяная и газовая промышленность нидерландов
Содержание:
- Транспорт
- Финансовый рай
- Транспорт[править | править код]
- Рыбная ловля
- Аграрная отрасль
- Повышение голландской независимости
- Энергетика[править | править код]
- Состав хозяйственной отрасли Нидерландов
- Голландская торговая специализация: конкурентоспособные товары
- Переход к торговле неконкурентоспособными товарами
- Транспорт[править | править код]
- Промышленность[править | править код]
- [править] Внешнеэкономические отношения
- Обзор[править | править код]
- История
- [править] Промышленность
- Труд и налогообложение
- Данные
Транспорт
Плоский рельеф создает благоприятные условия для развития сети дорог, но большое число рек и каналов создает определённые трудности и риски в дорожном строительстве.
- Общая длина железнодорожной сети составляет 2753 километра (из них электрифицированы 68 % — 1897 км).
- Общая длина автомобильных дорог — 111 891 км.
- Общая длина судоходных рек и каналов — 5052 км.
Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство (порт Роттердама — крупнейший транспортный узел Европы). Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты. Аэропорт Схипхол, расположенный в Амстердаме, по величине грузопотоков занимает одно из лидирующих положений среди стран Западной Европы.
Финансовый рай
Нидерланды регулярно квалифицируются как « налоговая гавань , которая не называет своего имени», поскольку способствует существованию компаний с почтовыми ящиками, которые не ведут реальной деятельности в стране, в частности, из-за лазейки в голландском законодательстве, которая позволяет многим компаниям практиковать налогообложение. оптимизация .
Эта лазейка, известная как «CV-BV», позволяет иметь двойное домицилирование компании в Нидерландах и Соединенных Штатах, США, учитывая, что налог должен уплачиваться в Нидерландах и наоборот. Производство этого устройства будет прекращено1 — й января 2020 с вступлением в силу Европейской директивы об избежании налогообложения.
Среди американских компаний, которые воспользовались преимуществами голландской системы и резко снизили уровень налогов, — это Caterpillar , General Electric , Heinz , Nike , Tesla и Uber . По словам Габриэля Цукмана , сотни миллиардов долларов прибыли не облагаются налогом .
Неправительственная организация Oxfam относит Нидерланды к категории «третьей худшей налоговой гавани» (после Бермудских островов и Каймановых островов).
Транспорт[править | править код]
Плоский рельеф создает благоприятные условия для развития сети дорог, но большое число рек и каналов создает определённые трудности и риски в дорожном строительстве.
- Общая длина железнодорожной сети составляет 2753 километра (из них электрифицированы 68 % — 1897 км).
- Общая длина автомобильных дорог — 111 891 км.
- Общая длина судоходных рек и каналов — 5052 км.
Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство (порт Роттердама — крупнейший транспортный узел Европы). Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты. Аэропорт Схипхол, расположенный в Амстердаме, по величине грузопотоков занимает одно из лидирующих положений среди стран Западной Европы.
Рыбная ловля
Рыбная ловля сохраняет свои значимые позиции в структуре экономики Нидерландов. Рыболовство в этом государстве делится по разновидностям улова и видам судов на:
- добычу креветок небольшими тендерами на берегах Нидерландов, ФРГ и Дании;
- вылавливание трески, сельди, скумбрии на севере и в центре Северного моря, на побережьях Ирландии и Соединенного Королевства;
- ловлю моллюсков особыми кораблями;
- добычу камбаловых видов рыбы (непосредственно камбалы, косорота) крупными тендерами, главным образом, на юге и в центре Северного моря.
Для сохранения рыбы Европейский Союз ввел лимиты на рыболовство, включая сельдь.
Аграрная отрасль
Аграрная сфера имеет большое значение для экономики такой страны, как Нидерланды. В составе товаров, которые Нидерланды поставляют в другие страны, доминируют цветы и овощи (12 000 000 000 €), изделия молочного скотоводства (5 000 000 000 €).
Угодья с/х назначения составляют 65 % всей площади Нидерландов. Количество пастбищ постоянно уменьшается, и в период 1995–2005 гг. их число снизилось на 8,2 %, что во многом вызвано возведением домов. Грунт в государстве тщательно удобряют.
В отдельных регионах Нидерландов доминирует выращивание цветов. Население также разводит картошку, злаки, сахарную свеклу.
Страна находится на 5 месте в Старом Свете по изготовления масла и на 4 – по изготовлению сыра.
По территории, приспособленной для теплиц, государство является бесспорным лидером на планете. В период 1994–2005 гг. территория, отданная тепличному хозяйству, увеличилась с 13 000 га до 15 000 га. Большая часть защищенной почвы (3/5 всей площади) приспособлена для выращивания цветов.
Повышение голландской независимости
Успех голландцев в торговле не обошелся без борьбы и конфликтов. Исследования показывают, что голландцы обладали несколькими качествами, которые позволили их торговой системе подняться над другими европейскими государствами на протяжении всей атлантической торговли. Голландские торговцы всегда имели доступ и возможности, открывающие путь к прибыльной торговле. Они также получили автономию . До голландского восстания голландцы находились под контролем империи Габсбургов, что ограничивало власть голландских купцов и их влияние на торговлю. Империя контролировала и пыталась получить еще больше налоговых доходов от Нидерландов. Конфликт между купцами и империей начал расти, результатом чего стала независимость и новые политические институты.
Во время Восстания в голландской торговле произошла революция, и 15 век ознаменовал собой значительный рост голландской экономики. Несколько важных изменений были внесены как в военную, так и в коммерческую стратегии. Вскоре голландцы получили доступ к азиатским и американским торговым центрам. Во главе этого движения к независимости были купцы. Все это время в Голландии наблюдался рост в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, судоходство и государственные финансы. В 1590 году стало заметно начало расхождения между югом и севером Европы, а также бурный рост голландской торговли и ранние этапы развития Амстердама как крупного финансового центра. Растущая атлантическая торговля вытеснила когда-то прибыльный балтийский маршрут. По мере роста торговли на этом пути и процветания специализации голландцы в конечном итоге одержали победу в своих преследованиях над Габсбургами.
Израиль заявляет:
За это время голландцы сильно преуспели. Главным благодетелем этого роста была торговля и средства, которыми они ее проявляли.
Они сделали это, в частности, из-за конфликта и специализации
Теперь мы видим важность конкурентоспособных товаров, голландцы торговали тем, что пользовалось спросом, и эта стратегия оказалась для них очень выгодной. Они были торговцами на дальние расстояния и имели некоторую передышку в отношении торговых правил, что также способствовало их росту
Это по сравнению с предыдущими габсбургскими ограничениями. В своей статье Аджемуглу использует это свидетельство, чтобы доказать, что атлантическая торговля привела к обогащению торговцев, что привело к развитию политических институтов. Указанные учреждения несут ответственность за ограничение власти короны.
Энергетика[править | править код]
Доказанные извлекаемые запасы природных энергоносителей Нидерландов в соответствии с информацией U.S. Energy Information Administration (на сентябрь 2015 г.) и данными EES EAEC оцениваются в объеме 1,453 млрд тут (в угольном эквиваленте) или 0,11% от общемировых (179 стран мира). Запасы природного газа (на 1 января 2013 г.) — 1,399 млрд. тут, что составляет 96,3% от названных доказанных запасов, что в течение продолжительного времени обеспечивало Нидерландам статус нетто-экспортера этого энергоносителя.
Энергетическая зависимость* Нидерландов по агрегированным группам энергоносителей и в целом в соответствии с данными Eurostat характеризуется следующей диаграммой
Энергетическая зависимость Нидерландов, 1990-2019 гг., проценты
Из данных Eurostat на 24 января 2021 г., представленных в таблице 1 вытекают следующие принципиальные особенности современного энергетического хозяйства страны. В общем объеме производства первичной энергии 72,3% производство природного газа. На долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ), включающей биотопливо, приходится 18,8%. Нидерланды являются нетто-импортером по всем энергоносителям, включая электроэнергию, кроме группы ВИЭ с учетом биотоплива. В структуре общей поставки — почти 72 млн. тонн нефтяного эквивалента (toe) природный газ и сырая нефть и нефтепродукты составляют соответственно 44,5% и 36,2%. Конечное энергетическое потребление за 2019 г. — 44,7 млн toe, 29,9% которого приходится на промышленность, 24,5% — на транспорт и 45,6% — на другие сектора.
Таблица 1. Отдельные статьи ТЭБ Нидерландов за 2019 г., тыс. тонн нефтяного эквивалента | ||||||||
Энергоносители | Производство первичной энергии | Экспорт | Импорт | Общая поставка | Конечное энергетическое потребление | Промыш-ленность | Транспорт | Другие сектора |
Электроэнергия | — | 1681 | 1754 | 74 | 9420 | 3071 | 203 | 6146 |
Теплоэнергия | 216 | — | — | 216 | 2126 | 1535 | — | 591 |
Производные газов | — | — | — | — | 460 | 460 | — | — |
Природный газ | 23944 | 34158 | 42489 | 32046 | 16588 | 5026 | 64 | 11498 |
Невозобновляемые отходы | 681 | 36 | 170 | 815 | 39 | — | — | 39 |
Ядерное тепло | 910 | — | — | 910 | — | — | — | — |
Сырая нефть и нефтепродукты (без биотоплива) | 1146 | 105890 | 148419 | 26047 | 13977 | 3016 | 10050 | 912 |
Сланец и битуминозный песок | — | — | — | — | — | — | — | — |
Торф и продукты из торфа | — | — | — | — | — | — | — | — |
Возобновляемые и биотопливо | 6220 | 1532 | 785 | 5433 | 1989 | 181 | 616 | 1191 |
Твердое органическое топливо | 100 | 6657 | 6419 | 83 | 79 | 4 | ||
Всего | 33116 | 143398 | 200275 | 71960 | 44683 | 13369 | 10933 | 20381 |
Доля электроэнергии | — | 1,17% | 0,88% | — | 21,08% | 22,97% | 1,86% | 30,16% |
Уровни электрификации (доли потребления электроэнергии) в конечном энергетическом потреблении — 21,1%, промышленности — почти 23%, транспорт — 1,9% и в других секторах — 30,2%.
Состав хозяйственной отрасли Нидерландов
Нидерланды представляют собой передовое промышленное государство с активно развивающейся аграрной сферой. Они стабильно удерживают положение в десятке государств Западной Европы по уровню развития промышленности.
В последнее время ВВП Нидерландов стал больше 0,55 триллиона гульденов (местная валюта), что способствует прибыли на одного среднестатистического жителя выше среднего по всему Старому Свету.
Вам будет интересно:Институциональная среда: определение, структура и методы развития
Несмотря на то что граждане Нидерландов составляют только 4,5 % от всех жителей Европы, на долю ВВП данного государства приходится 5,1 % от общего валового внутреннего продукта Старого Света.
Показатель роста цен в стране входит в число наиболее низких в Европейском Союзе: в 1993-1994 гг. он был не больше трех процентов. Это говорит о том, что хозяйственная сфера Нидерландов достойно пережила последствия экономического кризиса в начале последнего десятилетия прошлого века.
Если охарактеризовать экономику Нидерландов кратко, то можно смело утверждать, что большое значение в хозяйственной сфере государства имеют сельское хозяйство, рыболовство, промышленность, морские перевозки, экспорт и вывоз капитала.
Голландская торговая специализация: конкурентоспособные товары
В Соединенных провинций Нидерландов быстро растет , когда было установлено перемирие. Их колонии раскинулись на пяти континентах, и их рост можно рассматривать как «новый тип глобальной торговли и формирование мировой экономики». Голландская торговля во многом отличалась от своих конкурентов
Они обратили пристальное внимание на соотношение между риском и прибылью. Если потенциальная прибыль была больше, чем предполагаемый риск, они были готовы (и умудрялись) торговать со своими военными противниками. Средний класс также играл ключевую роль; у них был накоплен большой капитал
Из-за дефицита полезных ископаемых в Нидерландах им пришлось искать другой источник прибыли. Они начали специализироваться на конкурентоспособных товарах. Конкурентоспособные товары определяются как: Производство товаров, которые не зависят от конкретного климата, месторождений и могут производиться в любой точке мира. Эти товары включали, помимо прочего: скандинавское дерево, средства для судостроения, железо, медь, пшеницу, рожь, рыбу Северного моря и английскую шерсть. Голландцы столкнулись с давлением конкуренции с несколькими растущими конкурентами. Голландцы сосредоточили свое внимание на своем растущем сельском хозяйстве, своем господстве на континентальных торговых рынках и своих высоко оцененных навыках моряков.
Средний класс также играл ключевую роль; у них был накоплен большой капитал. Из-за дефицита полезных ископаемых в Нидерландах им пришлось искать другой источник прибыли. Они начали специализироваться на конкурентоспособных товарах. Конкурентоспособные товары определяются как: Производство товаров, которые не зависят от конкретного климата, месторождений и могут производиться в любой точке мира. Эти товары включали, помимо прочего: скандинавское дерево, средства для судостроения, железо, медь, пшеницу, рожь, рыбу Северного моря и английскую шерсть. Голландцы столкнулись с давлением конкуренции с несколькими растущими конкурентами
Голландцы сосредоточили свое внимание на своем растущем сельском хозяйстве, своем господстве на континентальных торговых рынках и своих высоко оцененных навыках моряков.
Переход к торговле неконкурентоспособными товарами
К неконкурентным товарам относятся: товары, которые производятся только в одном месте. В число неконкурентоспособных товаров входят: сахар и табак из Карибского бассейна, чай, перец, камфора, специи, сандал и тиковое дерево из Юго-Восточной Азии, корица и гвоздика из Цейлона, а также китайский и японский фарфор и шелк. Нидерланды становились плавильным котлом для религиозного принятия и вариаций. Товары, которые они производили, были затронуты религиями тех, кто переселился в их земли. Голландцы смогли победить своего португальского соперника, проявив такие усилия в торговле этими конкретными товарами.
Некоторые историки утверждают, что сахар был продуктом, который привел к экспансии голландцев в Атлантический океан. Эта торговля вынудила голландцев получить доступ в Бразилию из Южной Америки. В 1585 году Филипп II разрешил голландским повстанцам доставлять корабли в Бразилию для ведения бизнеса в качестве услуги испанским купцам. Первоначально они отправили три корабля. Спустя несколько лет 14 голландских кораблей продолжили плавание в Бразилию с грузами для испанских купцов. В перерывах между войнами этим кораблям часто приходилось останавливаться на полпути в нейтральной стране и временно принимать новое гражданство. К концу 1590-х годов в Бразилию получили доступ около восемнадцати голландских кораблей. Эти корабли будут возвращать в основном сахар, но также бразильское дерево, хлопок и имбирь.
Транспорт[править | править код]
Плоский рельеф создает благоприятные условия для развития сети дорог, но большое число рек и каналов создает определённые трудности и риски в дорожном строительстве.
- Общая длина железнодорожной сети составляет 2753 километра (из них электрифицированы 68 % — 1897 км).
- Общая длина автомобильных дорог — 111 891 км.
- Общая длина судоходных рек и каналов — 5052 км.
Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство (порт Роттердама — крупнейший транспортный узел Европы). Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты. Аэропорт Схипхол, расположенный в Амстердаме, по величине грузопотоков занимает одно из лидирующих положений среди стран Западной Европы.
Промышленность[править | править код]
Важнейшие отрасли:
- Машиностроение
- Нефтехимия
- Авиастроение
- Судостроение
- Чёрная металлургия
- Текстильная промышленность
- Мебельная промышленность
- Целлюлозно-бумажная промышленность
- Производство пива
- Производство одежды.
Тяжёлая индустрия — нефтепереработка, химическое производство, чёрная металлургия и машиностроение сосредоточены в прибрежных районах, особенно в Роттердаме, а также в Эймяйдене, Дордрехте, Арнеме и Наймегене. Все эти города стоят на судоходных реках или каналах.
Развито также производство шоколада, сигар, джина, пива. Известной отраслью, несмотря на скромные масштабы, является обработка алмазов в Амстердаме.
Добывающая промышленностьправить | править код
Важное значение имеет добыча природного газа (10-е место по добыче в мире (2011)). Газовое месторождение в провинции Гронинген, базовое для западноевропейских рынков (рекордная добыча на Гронингене в 2013 году составила 53,8 млрд кубометров); по трубопроводам газ распределяется оттуда по всей стране и на экспорт
В 2010-х там возникли очень серьезные проблемы: из-за хищнической добычи операторами проекта в лице Shell и ExxonMobil в регионе резко возросла сейсмоактивность. Как результат — два серьезных землетрясения — сначала в 2012-м, потом в 2018 году. Последовало распоряжение правительства Нидерландов о сокращении добычи сначала до 12 млрд кубометров к 2022 году, а далее и полное ее прекращение.
До 1975 года в провинции Лимбург добывали уголь.
В городах Хенгело и Делфзейл работали соляные шахты с объёмом добычи 4 миллиона тонн в год.
[править] Внешнеэкономические отношения
Экономическое развитие страны во многом связано с состоянием её внешнеэкономической деятельности, что соответствует международной ориентации нидерландской экономики.
Нидерланды осуществляют около 4 % мирового экспорта и свыше 3 % мирового импорта, что относит данную страну к группе десяти наиболее важных экспортирующих и импортирующих государств в мире. О сохранении курса на обеспечение открытости голландской экономики свидетельствует тот факт, что совокупная доля экспорта и импорта товаров и услуг по данным 2009 г., как и в предшествующие годы, находилась выше уровня 80 % от ВВП, что является одним из самых высоких показателей в мире. Благодаря развитой транспортно-логистической инфраструктуре и своему географическому положению, Нидерланды взяли на себя функции западноевропейского дистрибьюторского центра, через который потоки товаров из США, латиноамериканских и азиатских стран поступают на рынки других стан.
Большая часть экспорта и импорта Нидерландов продолжает осуществляться внутри границ ЕС. Основными внешнеторговыми партнерами Нидерландов в 2009 г. являлись: Германия, Бельгия, Великобритания, Франция, США и Китай.
Наряду с другими развитыми странами — членами ЕС Нидерланды являются участником основных международных экономических организаций (ВТО, ОЭСР, экономические организации ООН).
Позиция Нидерландов во Всемирной торговой организации в настоящее время определяется ее членством в ЕС. При этом Нидерланды всячески приветствуют шаги России по интеграции в мировую экономическую систему и, в частности, позитивно относятся к вопросу присоединения России к Всемирной торговой организации.
Страна также активно участвует в деятельности Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Будучи членом ОЭСР, Нидерланды в полной мере проводят в жизнь положения рекомендаций, разрабатываемых данной организацией.
Нидерланды плодотворно участвуют в работе Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также принимают участие во многих других международных организациях и ассоциациях, в частности таких, как Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда.
В Нидерландах находятся штаб-квартира ряда важных международных организаций, в том числе, Общего фонда для сырьевых товаров.
Общий фонд для сырьевых товаров (ОФСТ) — созданная по инициативе ЮНКТАД международная межправительственная организация, ставящая целью финансирование проектов, направленных на развитие мировых рынков сырьевых товаров. Штаб-квартира ОФСТ находится в Амстердаме.
Участниками Соглашения и соответственно членами Фонда в настоящее время являются 106 стран и три международные организации. В их числе — большинство промышленно развитых (за исключением США и Франции) и развивающихся стран.
Высшим органом Общего фонда является Совет управляющих в составе Председателя Совета управляющих и 6 его заместителей. Совет управляющих собирается на сессию один раз в год. В 2008 г. Председателем Совета управляющих являлся Управляющий Фондом от Российской Федерации Торговый представитель РФ в Нидерландах В. В. Воробьев.
Для проведения текущей работы Совет управляющих избирает Исполнительный совет в составе 25 исполнительных директоров, а также такое же число их заместителей. В 2008 г. Исполнительным директором от России являлся заместитель директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России В. А. Калмыков.
Исполнительный совет собирается на свои заседания два раза в год. Директором-распорядителем Общего фонда, руководящим работой Исполнительного совета, является г-н Али Мчумо (Танзания), который переизбран на очередной срок (до августа 2012 г.) в ходе заседания Управляющих фонда в ноябре 2007 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия).
Обзор[править | править код]
Экономика Нидерландов приобрела хорошую репутацию за счёт всемирно известных компаний, крупнейших фирм, концернов, таких как: «Ройал Датч-Шелл» (добыча и переработка нефти, а также других энергоресурсов); «Юнилевер» (продовольственные товары, бытовая химия, косметика, парфюмерия); «Филипс» (бытовая электротехника, электрооборудование); «АКЗО-Нобель» (химические продукты), «Хооговенс» (металлургия), «Фоккер» (авиастроение), «ДАФ Тракс» (автомобилестроение), «Рейн-Схелде-Веролме» (судостроение), «Ференихде машиненфабрикен» (машиностроение). Эти компании имеют мировую известность, занимая места в 30 крупнейших в мире, а «Ройал Датч-Шелл» занимает в этом списке 4-е место.
В Нидерландах расположены штаб-квартиры и производственные мощности таких транснациональных и европейских компаний, как VimpelCom, Royal Dutch/Shell (нефтехимия), Unilever (бытовая химия и продовольствие), Royal Philips Electronics (электроника). Ведущие позиции в мировой экономике занимают также крупнейшие голландские компании и базирующиеся в Нидерландах транснациональные корпорации (преимущественно с голландским капиталом): «Газюни» (добыча и распределение газа), «ИНГ Груп» (страхование, финансы), «Хооговенс» (металлургия), «ДАФ Тракс» (автомобилестроение), «Рейн-Схелде-Веролме» (судостроение), «ДСМ» и «Ференигде Машиненфабрикен» (машиностроение), «Акзо-Нобел» (химическая продукция), «Аэгон» (страхование), «КПМГ» (консультативные услуги), «Кампина» (продукты питания), «Хайнекен» (пивоварение).
Что касается базовой отрасли, то тут можно упомянуть энергетику. Энергоёмкие производства в промышленности в стране развиты достаточно хорошо. Также это имеет большое значение в сельском хозяйстве, например тепличные комплексы. Широко известен экспорт тюльпанов, которые также являются своеобразным символом Нидерландов.
Экономику Нидерландов называют экспортной, так как эта страна в основном ориентируется на внешние рынки.
- Основные статьи экспорта
- продукты химической промышленности, мясо, парниковые овощи, цветы, природный газ, изделия из металла.
- Основные статьи импорта
- нефть, автомобили, чугун и сталь, одежда, цветные металлы, пищевые продукты, различное транспортное оборудование.
Нидерландская банковская система представлена такими банками, как ING Groep N.V., ABN AMRO Bank.
По данным Минэкономразвития РФ, в 2007 году товарооборот между Россией и Нидерландами составил примерно 47 млрд долларов (в 2006 году — 38,5 млрд долл.).
Статистикаправить | править код
В следующей таблице показаны основные экономические показатели за 1980—2018 гг. Инфляция менее 2 % обозначена зелёной стрелкой.
Год | ВВП (ППС)(в млрд Евро) | ВВП на душу населения (ППС)(в Евро) | Рост ВВП (реальный) | Уровень инфляции(в процентах) | Безработица(в процентах) | Государственный долг (в процентах от ВВП) |
---|---|---|---|---|---|---|
1980 | 170,7 | 12 066 | н/д | н/д | 3,4 % | 44,6 % |
1981 | ▲179,0 | ▲12 566 | ▼−0,5 % | ▲6,8 % | ▲4,6 % | ▲48,0 % |
1982 | ▲186,3 | ▲13 015 | ▼−1,2 % | ▲5,8 % | ▲6,5 % | ▲53,7 % |
1983 | ▲193,5 | ▲13 471 | ▲1,8 % | ▲2,9 % | ▲8,3 % | ▲59,8 % |
1984 | ▲202,4 | ▲14 030 | ▲3,1 % | ▲3,4 % | ▼8,1 % | ▲63,4 % |
1985 | ▲211,5 | ▲14 593 | ▲2,7 % | ▲2,3 % | ▼7,3 % | ▲68,7 % |
1986 | ▲218,3 | ▲14 981 | ▲3,1 % | н/д | ▼6,5 % | ▲70,6 % |
1987 | ▲221,7 | ▲15 114 | ▲1,9 % | ▼−1,0 % | ▼6,3 % | ▲73,0 % |
1988 | ▲231,2 | ▲15 661 | ▲4,6 % | ▲0,5 % | ▼6,2 % | ▲75,5 % |
1989 | ▲244,6 | ▲16 474 | ▲4,4 % | ▲1,1 % | ▼5,7 % | ▲75,6 % |
1990 | ▲258,8 | ▲17 311 | ▲4,2 % | ▲2,5 % | ▲5,1 % | ▲76,9 % |
1991 | ▲273,4 | ▲18 143 | ▲2,4 % | ▲3,2 % | ▼4,8 % | ▼76,7 % |
1992 | ▲285,0 | ▲18 771 | ▲1 7 % | ▲1 8 % | ▲4 9 % | ▲77,4 % |
1993 | ▲293,2 | ▲19 177 | ▲1,3 % | ▲1,6 % | ▲5,5 % | ▲78,5 % |
1994 | ▲308,1 | ▲20 030 | ▲3,0 % | ▲2,1 % | ▲6,2 % | ▼75,3 % |
1995 | ▲325,3 | ▲21 045 | ▲2,6 % | ▲1,3 % | ▲7,1 % | ▼73,1 % |
1996 | ▲341,0 | ▲21 955 | ▲3,6 % | ▲1,4 % | ▼6,4 % | ▼71,2 % |
1997 | ▲365,0 | ▲23 378 | ▲4,3 % | ▲1,9 % | ▼5,5 % | ▼65,6 % |
1998 | ▲389,3 | ▲24 786 | ▲4,5 % | ▲1,8 % | ▼4,3 % | ▼62,5 % |
1999 | ▲414,8 | ▲26 237 | ▲5,0 % | ▲2,0 % | ▼3,5 % | ▼58,1 % |
2000 | ▲448,1 | ▲28 134 | ▲4,3 % | ▲2,3 % | ▼3,1 % | ▼51,4 % |
2001 | ▲476,7 | ▲29 708 | ▲2,1 % | ▲5,1 % | ▬3,1 % | ▼48,7 % |
2002 | ▲494,5 | ▲30 621 | ▲0,1 % | ▲3,9 % | ▲3,7 % | ▼48,1 % |
2003 | ▲506,7 | ▲31 228 | ▲0,3 % | ▲2,2 % | ▲4,8 % | ▲49,3 % |
2004 | ▲523,9 | ▲32 179 | ▲2,0 % | ▲1,4 % | ▲5,7 % | ▲49,6 % |
2005 | ▲545,6 | ▲33 431 | ▲2,2 % | ▲1,4 % | ▲5,9 % | ▼48,9 % |
2006 | ▲579,2 | ▲35 434 | ▲3,5 % | ▲1,6 % | ▼5,0 % | ▼44,5 % |
2007 | ▲613,3 | ▲37 436 | ▲3,7 % | ▲1,6 % | ▼4,2 % | ▼42,4 % |
2008 | ▲639,2 | ▲38 864 | ▲1,7 % | ▲2,2 % | ▼3,7 % | ▲54,5 % |
2009 | ▼617,5 | ▼37 359 | ▼−3,8 % | ▲1,0 % | ▲4,3 % | ▲56,5 % |
2010 | ▲631,5 | ▲38 008 | ▲1,3 % | ▲0,9 % | ▲5,0 % | ▲59,3 % |
2011 | ▲642,9 | ▲38 515 | ▲1,6 % | ▲2,5 % | ▬5,0 % | ▲61,6 % |
2012 | ▲645,2 | ▼38 506 | ▼−1,0 % | ▲2,8 % | ▲5,8 % | ▲66,3 % |
2013 | ▲652,7 | ▲38 844 | ▼−0,1 % | ▲2,6 % | ▲7,3 % | ▲67,8 % |
2014 | ▲663,0 | ▲39 313 | ▲1,4 % | ▲0,3 % | ▲7,4 % | ▲68,0 % |
2015 | ▲683,5 | ▲40 353 | ▲2,0 % | ▲0,2 % | ▼6,9 % | ▼64,6 % |
2016 | ▲702,6 | ▲41 259 | ▲2 2 % | ▲0 1 % | ▼6 0 % | ▼61 8 % |
2017 | ▲737,0 | ▲43 001 | ▲2,9 % | ▲1,3 % | ▼4,9 % | ▼56,7 % |
2018 | ▲772,7 | ▲44 950 | ▲2,5 % | ▲2,3 % | ▼3,8 % | ▼54,4 % |
История
После провозглашения независимости от империи Филиппа II Испанского в 1581 году Нидерланды пережили почти столетие бурного экономического роста. Технологическая революция в судостроении и торговле знаниями и капиталом, благодаря протестантским торговцам из Фландрии, бежавшим в Нидерланды, помогла молодой республике стать доминирующей торговой державой к середине 17 века. В 1670 году голландский торговый флот насчитывал 568 000 тонн морских перевозок, что составляло примерно половину от общего объема перевозок по Европе. Основными причинами этого было доминирование Amsterdam Entrepôt в европейской торговле, а также голландской Ост-Индской компании (или Vereenigde Oost-Indische Companie — VOC) и Вест-Индских компаний в межконтинентальной торговле. Уникальным было то, что VOC была первой транснациональной корпорацией, а ее акции торговались на Амстердамской фондовой бирже , одной из первых в мире. Помимо торговли, ранняя «промышленная революция» (приводимая в движение ветром, водой и торфом ), мелиорация земель с моря и сельскохозяйственная революция помогли голландской экономике достичь самого высокого уровня жизни в Европе (и, предположительно, в мире) к середине 17 века. Изобилие способствовало так называемому Золотому веку Голландии . Этот экономический бум внезапно закончился сочетанием военно-политических потрясений и неблагоприятных экономических событий около 1670 года. Тем не менее, Нидерланды сохранили высокий уровень благосостояния благодаря торговле и сельскому хозяйству.
К 1800-м годам Нидерланды не развивались так быстро, как некоторые другие страны Европы. Одно из объяснений этого состоит в том, что Нидерланды изо всех сил пытались смириться с потерей своего доминирующего экономического (основанного в основном на торговле и сельском хозяйстве) и политического положения в мире. Гриффитс утверждает, что политика правительства сделала возможным создание единой голландской национальной экономики в 19 веке. Они включали отмену внутренних тарифов и гильдий; единая монетная система; современные методы сбора налогов; стандартизированные меры и весы; и строительство многих дорог, каналов и железных дорог.
Остальная часть Европы в 19 веке стала свидетелем постепенного преобразования Нидерландов в современное индустриальное общество среднего класса. Количество людей, занятых в сельском хозяйстве, уменьшилось, в то время как страна предприняла героические усилия, чтобы возродить свою долю в высококонкурентном промышленном и торговом бизнесе. Нидерланды отставали от Бельгии в индустриализации до конца 19 века, а затем приблизились к 1920 году. Основные отрасли промышленности включали текстильную промышленность и (позже) крупный промышленный конгломерат Philips. Роттердам стал крупным центром доставки и производства. Бедность постепенно сокращалась, и попрошайничество в значительной степени исчезло вместе с неуклонным улучшением условий труда для населения.
С 1959 года в Нидерландах открыты крупные месторождения природного газа. Экспорт природного газа принес большие непредвиденные прибыли. Однако, как непредвиденное последствие, это, как полагали, привело к спаду в производственном секторе в Нидерландах.
[править] Промышленность
Основу процветания страны составляет нефтегазовый комплекс: во второй половине ХХ в. в Голландском секторе Северного моря были обнаружены огромные запасы этого сырья и после начала его добычи хозяйство страны начала очень активно развиваться: голландцы назвали это «безмолвной революцией». Кроме нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии в Нидерландах развиты и другие отрасли промышленности (всего 26 % ВВП): электротехническое, радиоэлектронное, химическое машиностроение, судо- и автостроение; черная и цветная металлургия. Среди других отраслей выделяется пищевкусовая (переработка мясомолочной продукции и изготовление шоколада), керамическая и фарфорофаянсовая промышленность. Кроме того Нидерландам принадлежит первое место в мире по огранке алмазов.
Труд и налогообложение
Голландские работодатели организованы в основном в отдельные, но тесно сотрудничающие организации: одна римско-католическая и протестантская и одна неденоминационная. Рабочая сила имела трехстороннюю организацию, прежде чем социалистические и римско-католические профсоюзы объединились в Федерацию профсоюзов Нидерландов (Federatie Nederlandse Vakbeweging; FNV), оставив Протестантский союз, Национальную федерацию христианских профсоюзов (Christelijk Nationaal Vakverbond; CNV) и несколько небольших независимых организаций сильно отстают в членстве. Организации работодателей и профсоюзы представлены наОбъединенный промышленный совет труда, созданный в 1945 году для ведения коллективных переговоров иСоциально-экономический совет, который служит главным образом для консультирования правительства. Эти корпоративистские договоренности были в значительной степени дерегулированы в 1980-х годах, когда проводилась неолиберальная рыночная политика. Однако социально-экономическое планирование остается чрезвычайно важным, и экономические модели Центрального бюро планирования являются неотъемлемой частью всех форм экономической политики .
Правительство Нидерландов использует как прямое, так и косвенное налогообложение для финансирования своих обширных программ социального обеспечения. В 1969 году он начал взимать налог на добавленную стоимость (НДС). В дополнение к градуированному подоходному налогу с населения также существует налог на имущество, налог на автотранспортные средства, акциз на определенные продукты, налог на энергию и налог на законные операции.
Данные
В следующей таблице представлены основные экономические показатели за 1980–2020 годы. Инфляция ниже 2% отмечена зеленым цветом.
Год | ВВП (в млрд. Евро) | ВВП на душу населения (в евро) | Рост ВВП (реальный) | Уровень инфляции (в процентах) | Безработица (в процентах) | Государственный долг (в% ВВП) |
---|---|---|---|---|---|---|
1980 г. | 170,7 | 12 066 | н / д | н / д | 3,4% | 44,6% |
1981 г. | 179,0 | 12 566 | -0,5% | 6,8% | 4,6% | 48,0% |
1982 г. | 186,3 | 13 015 | -1,2% | 5,8% | 6.5% | 53,7% |
1983 г. | 193,5 | 13 471 | 1,8% | 2,9% | 8,3% | 59,8% |
1984 г. | 202,4 | 14 030 | 3,1% | 3,4% | 8,1% | 63,4% |
1985 г. | 211,5 | 14 593 | 2,7% | 2,3% | 7,3% | 68,7% |
1986 г. | 218,3 | 14 981 | 3,1% | н / д | 6.5% | 70,6% |
1987 г. | 221,7 | 15 114 | 1,9% | -1,0% | 6,3% | 73,0% |
1988 г. | 231,2 | 15,661 | 4,6% | 0,5% | 6,2% | 75,5% |
1989 г. | 244,6 | 16 474 | 4,4% | 1,1% | 5,7% | 75,6% |
1990 г. | 258,8 | 17 311 | 4,2% | 2,5% | 5,1% | 76,9% |
1991 г. | 273,4 | 18 143 | 2,4% | 3,2% | 4,8% | 76,7% |
1992 г. | 285,0 | 18 771 | 1,7% | 1,8% | 4,9% | 77,4% |
1993 г. | 293,2 | 19 177 | 1,3% | 1,6% | 5,5% | 78,5% |
1994 г. | 308,1 | 20 030 | 3,0% | 2,1% | 6,2% | 75,3% |
1995 г. | 325,3 | 21 045 | 2,6% | 1,3% | 7,1% | 73,1% |
1996 г. | 341,0 | 21 955 | 3,6% | 1,4% | 6,4% | 71,2% |
1997 г. | 365,0 | 23 378 | 4,3% | 1,9% | 5,5% | 65,6% |
1998 г. | 389,3 | 24 786 | 4,5% | 1,8% | 4,3% | 62,5% |
1999 г. | 414,8 | 26 237 | 5,0% | 2,0% | 3,5% | 58,1% |
2000 г. | 448,1 | 28 134 | 4,3% | 2,3% | 3,1% | 51,4% |
2001 г. | 476,7 | 29 708 | 2,1% | 5,1% | 3,1% | 48,7% |
2002 г. | 494,5 | 30 621 | 0,1% | 3,9% | 3,7% | 48,1% |
2003 г. | 506,7 | 31 228 | 0,3% | 2,2% | 4,8% | 49,3% |
2004 г. | 523,9 | 32 179 | 2,0% | 1,4% | 5,7% | 49,6% |
2005 г. | 545,6 | 33 431 | 2,2% | 1,4% | 5,9% | 48,9% |
2006 г. | 579,2 | 35 434 | 3,5% | 1,6% | 5,0% | 44,5% |
2007 г. | 613,3 | 37 436 | 3,7% | 1,6% | 4,2% | 42,4% |
2008 г. | 639,2 | 38 864 | 1,7% | 2,2% | 3,7% | 54,5% |
2009 г. | 617,5 | 37 359 | −3,8% | 1,0% | 4,3% | 56,5% |
2010 г. | 631,5 | 38 008 | 1,3% | 0,9% | 5,0% | 59,3% |
2011 г. | 642,9 | 38 515 | 1,6% | 2,5% | 5,0% | 61,6% |
2012 г. | 645,2 | 38 506 | -1,0% | 2,8% | 5,8% | 66,3% |
2013 | 652,7 | 38 844 | -0,1% | 2,6% | 7,3% | 67,8% |
2014 г. | 663,0 | 39 313 | 1,4% | 0,3% | 7,4% | 68,0% |
2015 г. | 683,5 | 40 353 | 2,0% | 0,2% | 6,9% | 64,6% |
2016 г. | 702,6 | 41 259 | 2,2% | 0,1% | 6.0% | 61,8% |
2017 г. | 737,0 | 43 001 | 2,9% | 1,3% | 4,9% | 56,7% |
2018 г. | 772,7 | 44 950 | 2,5% | 2,3% | 3,8% | 54,4% |
2019 г. | 810,2 | 46 883 | 1,7% | 2,7% | 3,4% | 47,6% |
2020 г. | 796,9 | 45 780 | −3,8% | 1,1% | 3,8% | 53,6% |