Жители египта: древнего и современного

Расовый состав Египта – сколько человек живет в Египте

Современные исследователи продолжают изучать жителей Древнего Египта. Установлено, что это промежуточная раса. В ней присутствуют негроидные и европеоидные черты. Однако точно говорить о том, что древние египтяне относились к коренной или смешанной расе в ранний период неолита, сложно. Жители страны имели много общего с европеоидами – схожесть черт лица, глаза. Но африканские корни ярко просматривались в фигурах древних людей с вьющимися волосами. Цвет кожи – различный.

На сегодняшний день современных египтян причисляют к арабской народности европеоидов, которая сформировалась при смешении древних коренных жителей государства и турков, арабов, берберов, нубийцев. Большинство представителей расы имеют средний рост, смуглую кожу, широкое лицо. Изредка на территории встречаются представители негроидной расы, монголоиды. 

Смотри также: Географическое расположение Египта: в какой части света находится

Религия и обычаи

Более 94% жителей являются мусульманами-суннитами. Среди остальных 6% граждан преобладает христианство (копты). Это одна из древнейших христианских ветвей. Сложность подсчета коптов затруднена нежеланием регистрироваться и указывать вероисповедание в документах.

Египтяне, живущие в соответствии с мусульманскими традициями, строго соблюдают обряды. Они обязательно молятся по 5 раз в день, не употребляют свинину и алкоголь. В рамадан до захода солнца они не принимают ни воду, ни пищу. При этом жители Египта понимают важную роль туризма в экономическом развитии государства, поэтому толерантно относятся к желаниям туристов. Употребление приезжими пищи в рамадан днем, а также свинины и спиртного не вызывает порицаний.

Среди населения распространено множество суеверий. Жители носят многочисленные талисманы и обереги от сглаза и темных сил. Чтобы уберечь детей, их наряжают в старые вещи, а в разговоре вместо настоящих имен употребляют непривлекательные прозвища. Туристам не следует хвалить малышей или делать им комплименты, а также насмехаться над суеверными обрядами египтян.

Численность населения

По подсчетам демографов, к концу 2015 года численность населения Египта достигла отметки в 92,5 млн. жителей. Ежегодно количество египтян увеличивается. Так, еще в 2003 г. в стране проживало 72 млн. человек. Такой стабильно высокий прирост обеспечивается высокой рождаемостью. За минувший год родилось около 2,585 млн. человек, а умерло лишь 564 тыс. египтян. Плотность населения равна 92 чел./км².

Из-за большого количества детей население страны очень молодое, что соответствует модели развивающихся стран. При высокой рождаемости продолжительность жизни не очень высока, а взрослые рассчитывают на поддержку молодого поколения в старости. Средний возраст по стране составляет 25 лет, доля детей до 15 лет равна 32%. Средняя продолжительность жизни – 72 года:

  • 70 лет у мужчин;
  • 75 лет у женщин.

Довольно остро стоит вопрос смертности из-за СПИДа и различных инфекций. Нил давно превратился из водной артерии в рассадник болезней. Туристам, да и местным жителям, не рекомендуется купаться и даже мочить ноги в нем, а также пить воду из крана. Получение чистой питьевой воды на сегодняшний день стало самым доходным бизнесом.

Показатель миграции за прошедший год составил -45 тыс. чел. То есть количество навсегда покинувших страну превысило число вновь прибывших. Чаще всего египтяне эмигрируют в арабские страны, Европу и США.

Они всей страной красят яйца на Пасху

Египтяне верят, что многие блюда, считающиеся традиционными в других странах, на самом деле произошли из Египта. Например, армянская долма произошла от египетского блюда уара’а аль и’наб («виноградные листья»). Ленивые голубцы, перцы с рисом и мясом и вообще любой овощ, фаршированный рисом, — отражение египетского блюда махши. И даже традиция красить яйца на Пасху уходит корнями в древнеегипетский праздник весны Шам-эн-Нессим («цветочный аромат»). И по сей день египтяне вне зависимости от вероисповедания красят яйца с помощью луковой шелухи и красной свеклы в первый понедельник после коптской Пасхи (Коптская православная церковь — христианская церковь Египта, не входит в семью православных церквей византийской традиции. — Прим. ред.).

История


Египетские монахи (1898—1914)


Шенуда III — египетский патриарх (1971—2012)


Св. Мина с Христом. Одна из древнейших египетских икон (VI в., Лувр) Современное население Египта состоит главным образом из двух народов: коренных египтян и арабов. Египтяне (традиционно именуемые коптами, от араб. قبط /кубт/ — египтянин) составляют на сегодняшний день, по разным данным, от 5 % (арабские источники) до 22 % (коптские источники) населения Египта и исповедуют исключительно христианство, в то время как арабы исповедуют ислам.

Нейтральные источники оценивают численность египтян в 18 миллионов человек, из которых 14 миллионов живут в Египте (15 % населения Египта), остальные 4 миллиона — в диаспоре.

Христианство в Египте начало распространять в I веке, основателем христианской церкви в стране считается Апостол Марк. В 395—400 годах христианство стало государственной религией страны. В 451 году была сформирована национальная египетская церковь.

В 639 году арабское войско Амра ибн аль-Аса вторглось в Египет и разорило страну. В 645 году арабы окончательно захватили Египет. Начиналась насильственная исламизация страны. Многие египятяне были убиты, многие обращены в ислам и арабизированы. Страна была активно заселена арабами с Аравийского полуострова.

С момента захвата арабами Египта в VII веке и до наших дней число арабов в Египте становилось все больше, а число самих египтян уменьшалось. В XIV веке численность арабов в Египте уже была сравнима с численностью коренных египтян. К XIX веку население Египта уже на 60 % состояло из арабов-мусульман и только на 40 % из египтян-христиан. К концу XX века число арабов в Египте достигло уже 80 %, а число коптов сократилось до 20 %. На сегодняшний день, коренные египтяне составляют лишь 15% населения Египта против 85 % арабов.

Достопримечательности Асьюта

Египетский город Асьют – пыльный мегаполис, бурлящий транспортными потоками, низвергающимися с надземных автострад, – стёр практически все следы своего прошлого. Скальные гробницы к западу от города – единственное воспоминание о фараоновском Сиуте, центре, который греки назвали Ликополем («Волчьим городом») из-за местного божества по имени Упуаут, «Открывающий пути». Этот бог, которого изображали в виде волка или шакала, был весьма подходящим символом для города, который впоследствии процветал благодаря работорговле.

Именно сюда выходили из пустыни те, кто преодолевал тяготы «Сорокадневной дороги» лишь для того, чтобы затем быть проданными в рабство. Торговля людьми продолжалась, по-видимому, до 1883 года, хотя Амелия Эдвардс не увидела здесь ничего противозаконного, когда десятилетие спустя восхищалась «необычными красными сосудами» и «бутылями в форме птиц» на рынках Асьюта.

Если ваш провожатый не возражает, пройдитесь по старому городу, где мамлюкские мечети и караван-сараи таятся в глубине переулков за улицей 26 Июля и Бур Саид. Возле трёх средневековых постоялых дворов – викал Лотфи, Табат и Халаби – поищите Хаммам Сабит, работающую до сих пор османскую баню, пристроенную к мечети. Как и эти сооружения, остатки нильской дамбы, построенной при Мухаммеде Али, вызывают в памяти Исламский Каир.

Или вы можете перейти по подземному переходу на другую сторону железной дороги и прогуляться вдоль Шария Салах ад-Дин аль-Айюби, где каждый вечер жители Асьюта неспешно фланируют мимо ярко освещённых витрин к оживлённой набережной Корниш, заполненной частными клубами. Отсюда можно отправиться в развлекательный круиз (с мая по ноябрь; 5-10 фунтов) на Банановый остров (Gezira el-Mohz) – роскошное место для пикников, куда также можно добраться на фелуке – или к Асьютской плотине, находящейся на 2 километрах ниже по течению реки. Плотина была построена англичанами в 1898-1903 годах.

К этой же эпохе относится основанное американскими миссионерами училище для мальчиков (теперь школа называется Ас-Салаам, где учатся дети обоих полов) рядом с площадью 6 Октября. В расположенном здесь музее Библиотеки Таггарта (открыт ежедневно, кроме пятницы и воскресенья, 8:00-15:00; вход бесплатный) выставлены такие забавные экспонаты, как мумии собак и рыб или личные жетоны древнеегипетских солдат.

На другом берегу реки находится сиротский приют Лилиан Трэшер (Malga Trasher) – самое большое и знаменитое заведение подобного типа во всём Египте (ещё один известный приют, созданный на средства поп-звезды Мухаммеда Тарвата, находится в Танте). Приют, основанный в 1911 году Лилиан Трэшер, которая приехала в Египет из Флориды в возрасте 23 лет и умерла на своей новообретённой родине в 1961 году, является предметом особой гордости для живущих в Асьюте коптов; посетители (а также пожертвования) здесь всячески приветствуются. Поблизости останавливаются микроавтобусы (50 пиастров), идущие из центра города, можно также доехать на такси (3 фунта).

Еда и напитки в Асьюте

Чтобы съесть что-нибудь привычное в опрятной обстановке, отправляйтесь на Корниш, где недалеко друг от друга находятся плавучий ресторан Happy Dolphin, где вы сможете попробовать превосходные рыбу и мясо, приготовленные на гриле, и Cook Window и Sunshine Restaurant с большим выбором гамбургеров, пиццы и шаурмы; выше по набережной находится KFC со своим стандартным меню – все эти заведения работают до полуночи.

В центре города в Casablanca Pastry and Crepes можно купить пиццу и блинчики (острые или сладкие) или перекусить в Kushari Galal на Шария Талат Харб (открыто до 1:00 и даже позже), а также отведать кебаб в Alam al-Youm. В центре много кофеен и баров, но с тех пор как в Badr Hotel перестали подавать алкогольные напитки, выпить чего-нибудь спиртного теперь можно только в баре отеля Assiutel (где по четвергам вечером бывает довольно многолюдно). Впрочем, говорят что, окрестные деревни просто изобилуют забегаловками, незаконно торгующими спиртным.

Коэффициент демографической нагрузки

Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения).
Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет.
Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве.
Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Общий коэффициент нагрузки

Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.

Для Египта Коэффициент общей демографической нагрузки равен 59.2 %.

Такое отношение означает, что Египет испытывает относительно высокую социальную нагрузку для общества.
Это означает, что каждый работающий человек в в Египте должен обеспечить более чем в 1,5 раза большее количество товаров и услуг, чем было бы необходимо для него самого.

Коэффициент потенциального замещения

Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент потенциального замещения для Египта равен 52.1 %.

Коэффициент пенсионной нагрузки

Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент пенсионной нагрузки в в Египте составляет 7.2 %.

С точки зрения культуры

С культурной точки зрения они арабы, тут не поспоришь. 90% жителей страны исповедуют Ислам. Страна называется «Арабская Республика Египет». Официальным языком является MSA (современный арабский язык), но в быту они разговаривают на своём диалекте. Об этом мы подробно рассказывали в статье «На каком языке говорят египтяне».

Мало того, египтяне — это самая многочисленная арабская нация в мире. А египетский диалект — это самый массовый в мире диалект арабского языка.

Однако сейчас явно прослеживается тенденция к отдалению египетского общества от арабского мира. Всё больше египтян называют себя не «арабы», а «египтяне». А слово «арабы» они применяют исключительно к жителям Аравийского полуострова и Персидского залива.

Они толерантны

В Египте проживает большая коптская община, а также много иностранцев, приехавших на работу или состоящих в браке с местными. В всех городах можно найти церкви, особенно много их в Каире и Александрии. Мусульмане и христиане часто дружат на протяжении всей жизни, вместе отмечают религиозные праздники друг друга.

Даже в пределах одной религии люди могут иметь разные взгляды на отдельные моменты и при этом оставаться друзьями. Часто можно увидеть подружек, одетых совершенно по-разному: одна в длинной юбке и плотно завязанном платке, другая в джинсах, тунике и тюрбане, третья в майке с короткими рукавами и без платка. При этом браки между египтянами разных религий — явление крайне редкое (в отличие от браков с иностранками).

Государственное устройство и население

Во главе Древнеегипетского государства стоял всесильный повелитель – фараон. Ему принадлежали все земли царства, он являлся верховным судьей и верховным главнокомандующим. Жители верили, что фараоны Древнего Египта являются прямыми потомками богов, которые когда-то снизошли с небес на землю. Власть фараонов передавалась по наследству, таким образом, занять трон могли исключительно представители священного царского рода.

Могущество фараонов поддерживалось силой армии Древнего Египта. Воины проходили специальную боевую подготовку. Основным оружием для них служил лук, копье с наконечником и боевой топор.

 

Самыми уважаемыми категориями населения Древнего Египта были жрецы, чиновники и писцы. Жрецы распоряжались храмами, организовывали религиозные праздники, следили за поклонением населения богам и «сынам богов» — фараонам. Они были самыми образованными людьми в государстве: могли вычислить продолжительность года, предсказывали лунные и солнечные затмения, проводили сложные математические вычисления. Чиновники (управленцы) распоряжались царской сокровищницей, землями, зернохранилищами. Они осуществляли сбор налогов, следили за состоянием войск, контролировали местное население. Писцы проводили перепись жителей долины Нила, писали письма, фиксировали суммы налогов, взимаемых с народа, подсчитывали продовольственные запасы.

Запоминаем новые слова!

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с граждан в пользу государства.

Казна – это государственная собственность, состоящая из драгоценностей и денежных средств.

Ремесленники в Древнем Египте находились под контролем государства и получали плату из государственной казны. Они изготавливали предметы мебели и одежду, орудия труда, оружие, посуду, ювелирные украшения. Самой большой по численности населения в Древнем Египте была категория крестьян. Они занимались земледелием, скотоводством и рыбной ловлей. Продукция, которую они производили, принадлежала государству, храму, чиновникам, землевладельцам.

Самое низкое положение в Древнеегипетском государстве занимали рабы. В основном это были военнопленные и осужденные преступники. Но в отличии от других рабовладельческих государств, рабы в Древнем Египте могли заводить семью, владели собственностью, находились под защитой законов.

Чем занимаются жители: социальный статус

Общество Египта разделено на социальные классы по материальному достатку. 80% находятся за чертой бедности, государственные пособия не позволяют получить среднее образование из-за недостатка средств на проживание. Дети работают с малых лет, чтобы получить пропитание. В основном, это молодые юноши. Женятся в 18-25 лет.

Чем занимаются жители Египта

Большинство женщин занимаются домашним хозяйством и воспитывают детей. Девушки из состоятельных семей получают хорошее образование и могут занимать высокие должности, заниматься собственным бизнесом.

Уровень безработицы сохраняется высокий на уровне 20%.

https://youtube.com/watch?v=V8qJLURctY8

Религия и обычаи

Более 94% жителей являются мусульманами-суннитами. Среди остальных 6% граждан преобладает христианство (копты). Это одна из древнейших христианских ветвей. Сложность подсчета коптов затруднена нежеланием регистрироваться и указывать вероисповедание в документах.

Египтяне, живущие в соответствии с мусульманскими традициями, строго соблюдают обряды. Они обязательно молятся по 5 раз в день, не употребляют свинину и алкоголь. В рамадан до захода солнца они не принимают ни воду, ни пищу. При этом жители Египта понимают важную роль туризма в экономическом развитии государства, поэтому толерантно относятся к желаниям туристов. Употребление приезжими пищи в рамадан днем, а также свинины и спиртного не вызывает порицаний.

Среди населения распространено множество суеверий. Жители носят многочисленные талисманы и обереги от сглаза и темных сил. Чтобы уберечь детей, их наряжают в старые вещи, а в разговоре вместо настоящих имен употребляют непривлекательные прозвища. Туристам не следует хвалить малышей или делать им комплименты, а также насмехаться над суеверными обрядами египтян.

Особенности общества и образа жизни древних египтян

Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.

Суд бога Озириса

Кроме того, жителям Древнего Египта  было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться

Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни — одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми — вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.

Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко — среди них было не принято стричься «под ноль».

Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий — была такая специальная должность.

Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.

Богатые египтянки носили многочисленные украшения и замысловатые головные уборы

Некоторые профессии в древнегреческом обществе — воин, чиновник, жрец — наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.

Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.

Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью — это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.

Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.

Мумификация в Египте была вполне обычным делом

Египтяне наших дней

О культуре Древнего Египта, его божествах, суевериях и традициях можно говорить вечно, но примечательно, что многие обычаи проникли и в современную египетскую жизнь. Например, многие представители этого народа, замышляя серьёзное дело, нанимают работника или помощника, которому платят «бакшиш».

Как и в далёком прошлом, многие египтяне являются прирождёнными торговцами. Они умеют уговорить покупателя приобрести товар, даже если тот является ненужной безделушкой. Как и их предки, египтяне не любят спешить. Они являются общительными и доброжелательными людьми, что всегда рады помочь (особенно, если помощь сулит «бакшиш»).

Египтяне гуляют во время священного месяца Рамадан в Старом Каире, Египет, 1 июня 2016 год / Абдалла Далш

Культуру фараонов в современном Египте можно увидеть лишь в музеях и сувенирных лавках, однако это не значит, что египтяне забыли о тех, кто когда-то прославил их родину. Они с трепетом относятся к прошлому, нередко устраивают праздничные театрализованные выступления, где можно увидеть как сюжеты из сказок Шахерезады, так и истории о походах Александра Македонского.

Интерес к египетской истории возрастает с каждой находкой археологов, с каждым новым предположением учёных, пытающихся разгадать тайны прошлого. Это неудивительно, ведь исчезнувший мир фараонов манит своими тайнами очень многих. Возможно, совсем скоро нам удастся разгадать его очередной секрет, приближающий нас к далёким глубинам древности.

Фото на обложке: Andrew Poplavsky

Самые важные виды египетской музыки

Музыка древнего Египта

В настоящее время эту музыку нельзя услышать ни в одной части страны. Тем не менее, музыковеды имеют достаточно знаний об инструментах, используемых в нем, чтобы попытаться воспроизвести гимны и песни, которые сопровождали древние религиозные обряды.

Флейты и кларнетоподобные инструменты появились в период Старого царства, как и арфы (изначально маленькие инструменты, которые держали в руках), трубы, тарелки и кастаньеты. В дни, предшествовавшие существованию Срединного государства, арфа использовалась вместе с систрумом (своего рода металлическая погремушка, отождествляемая с богиней Хатор и часто украшаемая ее лицом), бубнами, молотком и разновидностью гитары.

Лютня и лира появились во втором переходном периоде (вероятно, введенном гиксосами), а другие инструменты попали в Египет вместе с чужестранными захватчиками, которые вошли в Египет после падения Нового царства.

Религиозная музыка

Во время Рамадана и других крупных праздников звучит религиозная музыка, это различные стихи Корана, которые исполняются в честь Аллаха. Исполнители – профессиональные чтецы туров, которых называют муэдзины или имамы из местных мечетей. Каждый день каждый муэдзин собирает верующих по-своему.

Классическая арабская музыка

Предшественниками классической арабской музыки являются певцы-бедуины с Балканского полуострова и исполнители более изысканной придворной музыки из великих городов Халифата (Багдад и Дамаск) и из Османского Константинополя.

Региональная / этническая музыка

Музыка Верхнего Египта имеет характерный ритм, под который танцуют специально обученные лошади. Он основан на двух инструментах, двухсторонний барабан, повешенный на шею и своего рода деревянная труба. Во время выступлений исполнители часто представляют монологи, полные юмора и словесных игр.

Феллахи

Музыка дельты Нила – это жанр, известный как феллахи (крестьянин). Это нежная музыка. Она предпочитает ритм мацум (полтора) + инструменты, называемые рабба (скрипка с двумя струнами) и мисмар (тип гобоя).

Нубийская музыка

Эта музыка исполняется в южной части долины Нила. У неё африканские корни. Здесь много хлопков и звуков дуфа (некий бубен), тексты на нубийском диалекте. В городской версии, например, в Асуане, вы также можете услышать духовые инструменты и женские хоры.

Египет в упадке

Более поздние фараоны пытались, но безуспешно, повторить славу Рамсеса II. Многие правители 20-й династии даже взяли его имя, хотя ни один из них не соответствовал его блеску как правителя

Огромные богатства Египта привлекли внимание его соседей, в том числе ливийцев, живших к западу от дельты Нила

Затем из-за Средиземного моря люди, которых египтяне называли “морскими народами”, начали совершать регулярные набеги вдоль побережья. Морские народы, одной из групп которых, возможно, были люди, известные в Библии как филистимляне, возможно, пришли с островов Эгейского моря. Рамсес III (ок. 1186-1154 до н. э.) отбивался от них, в конце концов, победив их в битве при дельте примерно в 1176 году до н. э. Но Египет вскоре навсегда потеряет свои провинции в Палестине и Сирии. Нубии также удалось отделиться от Египетской империи.

Рамсес III, по мнению историков, был последним могущественным фараоном, который правил Египтом. Как и его предшественники, он заказал несколько крупных строительных проектов, но когда однажды ему не удалось расплатиться со своими рабочими, они объявили забастовку, первую зарегистрированную забастовку в истории. Ко времени Рамсеса XI (правил около 1098-1068 гг. до н. э.), В конце 20-й династии, правительство было настолько ослаблено скандалами и слабыми правителями, что Египет снова погрузился в хаос.

Армейские генералы, священники и другие чиновники соперничали за власть. Военный человек по имени Херихор, который также принял титул верховного жреца, фактически стал правителем страны.

Мумификация

Мумификацию можно назвать важным моментом погребального культа. Анатомирование тела сопровождалось жрецами, которые имели сан должного уровня. Самые простые мумии, которые обрабатывались консервирующими средствами и многослойно обертывались материалом, обозначены истоком династического периода.

Определенные успехи появились к V династии. Благодаря нужному разрезу в теле покойного убирали его органы кроме сердца, а опустошенность наполняли благовониями и материалом изо льна, раскладывая мумию в довольно вытянутом положении.

Данный процесс преобразился во времена Нового царства, извлекая мозг благодаря сделанному отверстию в черепе покойного, пропитывая ткань специальными веществами, которые предохраняли от тления. Огромное процветание искусства мумификации приходится на время XXI и XXII династий. В тот период через рассеченную кожу вкладывали песок с глиной, придавая некую оживленность телу.

После этого покойника украшали красной охрой, раскрашивая его щёки и губы в алый цвет, помещая искусственные глаза. Его тело сильно затягивали сложно узорчатым и разноцветным материалом, засовывая в древесный антропоморфной конфигурации саркофаг. К сожалению, мумии Нижнего Египта оказались утраченными. Но в Верхнем Египте огромная численность мумий осталась в отличном состоянии, а еще и мумии самых важных фараонов.

Существует очень мало информации о религии додинастического периода. В тот момент письменности не было, поэтому выяснить все важные нюансы просто невозможно. Основная информация извлекается из сегодняшней этнографии и африканистики, которая позволяет понять, каким именно было мышление в Древнем Египте. Поэтому сравнительный метод можно назвать правомерным.

Взаимоотношения РПЦ с египетскими властями

Подворье Русской Православной Церкви в Каире расположено в храме великомученика. Дмитрия Солунского на окраине египетской столицы. Собор построили в 1925 году стараниями русских эмигрантов, осевших жить в стране в квартале с преимущественно греческим населением.

После того, как этот район заселили арабы-мусульмане, прихожане перестали ходить в храм. Он фактически закрылся, так как богослужение в нем проходило несколько раз в год.


Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Патриарх Алексий II. Стараниями Алексия II был возращен РПЦ и отремонтирован собор во имя великомученика Димитрия Солунского в Каире. Фото: upload.wikimedia.org

После того, как СССР распался, и произошло примирение РПЦЗ и РПЦ, храм передали в ведение Русской Православной Церкви. Произошло это благодаря усилиям патриарха Алексия II.

Он находился в полуразрушенном состоянии и долго ремонтировался. Торжественное открытие подворья и освящение храма состоялось 10 ноября 2000 года.

В настоящее время созданы все условия для духовного окормления россиян, проживающих в Египте и туристов из России. Иерархи РПЦ и египетские власти находятся в прямом и открытом диалоге.

Гробницы были прокляты

Этот миф тиражируют многие кинофильмы. Тем смельчакам, кто осмеливался побеспокоить усопших фараонов, грозило проклятие. Самым показательным случаем являлась история, произошедшая с Говардом Картером и открытием гробницы Тутанхамона. Из команды исследователей в 58 человек восемь погибли в течение 10 лет после открытия. Это и породило миф, что гробница была проклята. Эта теория частично имеет под собой основу. Дело в том, что на стенах гробниц был грибок, который и мог привести к ряду смертей. Но большинство из них являлись случайными, они произошли бы, даже если исследователи и не попали бы в гробницу. Да и возраст у большинства умерших был уже преклонный.

Некоторые легендарные фараоны

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.

Фараонам поклонялись словно божествам

На шее фараоны традиционно носили анх — магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон — Рамзес II. Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он — настоящее бессмертное божество.

Скульптура Рамзеса II

Ещё один фараон, достойный упоминания — Джосер. Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же — первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера — человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.

Самая древняя пирамида — пирамида Джосера

В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов. Одна из них — Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны — это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут — дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.

Так оформлено условное место для Хатшепсут в экспозиции «Званый ужин»

Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. — ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл — после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.

Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго — двух сыновей и дочек.

Так выглядит одна из скульптур Клеопатры (впрочем, точной информации о её внешнем облике у нас нет)

И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Египет в составе Арабского Халифата

639 г. ознаменовался вступлением арабских войск, во главе которых стоял Амра ибн ал-Аса. Началась борьба за обладание страной. Византия всеми силами пыталась вернуть утраченные территории, но успеха не добилась. Как видно из истории Египта, в течение короткого периода Египет несколько раз переходил под власть разных фамилий завоевателей. Среди них дома Омеййадов (до 868 г.), Тулунидов (до 935 г.) и Ишхидов (до 969 г.)

С 969 года Египтом правят фатимиды, и страна перестает быть зависимой от Багдада даже номинально.

Пребывание под властью Халифата крайне важно для истории развития Египта, так как именно арабское влияние позволило египтянам принять ислам – религию, которую большинство из них исповедуют и сегодня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector