Глава vi . исламизация чечни в xvi-хviii вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // очерк исторической географии и этнополитического развития чечни в xvi-xviii веках
Содержание:
- Как выглядит правильная чеченская борода?
- [править] История
- Жилище
- Традиции
- Еда
- Известные личности
- Внешность мужчин
- Свадебный обряд
- Культура
- История
- Менталитет чеченцев
- Почему чеченцы не носят шорты?
- Характер народа
- Единственные вайнахи-православные
- Внешность
- История становления христианства, развитие и упадок
- Женская доля
- Дети тыла
Как выглядит правильная чеченская борода?
Чтобы понять, какой вид стрижки можно назвать традиционным для жителей Чечни, нужно обратить внимание на этот аксессуар у Кадырова. Глава республики носит густую растительность, красиво обрамляющую его подбородок
Чеченцам свойственны такие признаки внешнего вида:
- густая щетина;
- оставление усов, чтобы не вызывать лишних подозрений;
- разная длина растительности;
- распространение волос по всей поверхности подбородка
Для правильного подстригания желаемой формы, необходимо:
- отрастить щетину, соблюдая некоторые правила, ориентируясь на ведение здорового образа жизни;
- отставить в сторону бритву или триммер до тех пор, пока шевелюра не достигнет длины 5 см и более;
- дополнительно отращивать бакенбарды, усы;
- своевременно стричь волосы на голове;
- после получения необходимой длины, начертить границы, удалить ту растительность, что выходит за их пределы;
- ножницами откорректировать окончательную форму.
Чтобы заранее решить, подойдет ли вам подобный образ, можно воспользоваться компьютерной программой. Она позволяет подставлять собственное фото под любую стрижку и оценивать то, насколько выбранная форма подходит ко внешности, типу лица, общему стилю.
[править] История
Происхождение чеченцев является предметом бурных дискуссий. Одни считают что чеченцы потомки алан ,оспаривают это мнение; большинство историков считают что относятся к автохтонным для Кавказа народом («дзурдзуки», «кавкасиане»).
История чеченцев в Средние века известна мало, что связано с отсутствием письменных документов, которые уничтожил имам Шамиль и Сталин.
Конфликт с Россией связан с заселением чеченских земель казаками. В 19 веке Российская Империя вела войну с чеченцами и другими народами Северного Кавказа — Кавказскую войну. Но и после её завершения, чеченцы поднимали в конце 19 веке ряд восстаний.
Ингуши и чеченцы во время Гражданской войны были на стороне большевиков, благодаря чему им удалось отобрать у казаков часть земель (позднее, Хрущев ещё передал им казачьих территорий).
При Сталине чеченцы вновь подняли восстание во главе с Хасаном Исраиловым.
23 февраля 1944 правительство СССР депортировало чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Среднюю Азию и Сибирь. Их земли заняли русские, аварцы, кумыки, осетины и т. д.
9 января 1957 года правительство СССР разрешило чеченцам вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.
В 1991 в Чечня вышла из состава Чечено-Ингушской АССР и объявила независимость под названием Чеченская республика Ичкерия во главе с Дудаевым.
В результате последовали две войны (см. Чеченская война), первую из которых выиграла Чеченская республика, а вторая война закончилась возвратом Чечни в состав Российской Федерации, и к власти пришёл Ахмат Кадыров, которого позднее сменил Алу Алханов, а затем Рамзан Кадыров.
Чеченское общество очень консервативно. Распадается на тукхумы, тейпы и гары (семьи).
Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично — в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих по-чеченски до войны 1994—2001 — около 1,3 миллиона человек.
Жилище
Чеченцы живут аулами — селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.
При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища
Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.
Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.
Традиции
Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.
Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.
Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.
Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».
Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.
Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.
Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.
Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.
Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.
Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.
Еда
Раньше основой рациона чеченского народа составляла в основном каша из кукурузы, шашлык, пшеничная похлебка и домашний хлеб. Кухня этого народа является одной из самых простых и древних. Основными продуктами для приготовления пищи остаются баранина и птица, основные компоненты многих блюд — это острые приправы, чеснок, лук, чабрец, перец
Важной составляющей блюд является зелень. Чеченские блюда очень сытные, питательные и полезные
Много еды готовится из сыра, черемши, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Любят чеченцы мясные бульоны, говядину, вареное мясо, вообще не едят свинину.
Подают мясо с галушками из кукурузной или пшеничной муки, и с чесночной приправой. Одно из основных позиций в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы пекут несколько видов хлеба:
- ячменный
- пшеничный
- кукурузный
Из кукурузной муки пекут лепешки сискал, которые раньше вместе с сушеным мясом носили с собой и брали в дорогу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.
Известные личности
Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:
Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе
- Мовсар Минцаев, оперный певец;
- Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
- Умар Бексултанов, композитор;
- Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
- Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
- Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
- Раиса Ахматова, народная поэтесса;
- Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
- Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
- Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
- Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
- Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
- Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
- Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.
Внешность мужчин
По антропологическим данным чеченцы не являются каким-либо цельным типом. Внешность чеченцев можно отнести к переднеазиатской расе.
Им свойственны средний или высокий рост, крепкое телосложение, вздернутый или орлиный нос, волевой подбородок, густые брови. У смешанного типа волосы могут быть и угольно-черными, и светло-русыми. Так же и с глазами, встречаются люди и с темно-карими глазами, и со светло-зелеными.
Основная особенность внешности чеченцев — долихоцефалия, то есть форма головы у них более длинная, чем у других кавказских народов. Многие мужчины носят бороду или усы, что придает им еще больше мужественности.
Присущие мужчинам грозность, сила и храбрость в какой-то мере отражаются и на внешности чеченцев. Твердый и прямой взгляд показывает несгибаемую волю и упрямство этих красивых горцев.
Характерные черты внешности чеченцев — это волевой подбородок, чуть выступающий вперед, и строгие очертания лица.
Свадебный обряд
Чеченская свадьба включает в себя элементы народных танцев, песен, всевозможные обряды. В целом, она представляет собой эффектное красивое зрелище. Наиболее колоритной частью торжества, на мой взгляд, является свадебная процессия, которая направляется к дому невесты и обратно. По дороге участники демонстрируют навыки стрельбы и фехтования, веселятся, танцуют, играют на гармошке.
Родственники невесты или соседи могут создавать препятствие для свадебного кортежа. Дорогу перетягивают лентой и требуют выкуп за девушку. То же самое происходит и на входе в дом невесты. Затем невесту в свадебном облачении привозят в дом жениха, где будущие родственники встречают её с особым почётом.
Ей выделяют место у окна, напротив двери, после его дают ребёнка на руки (для плодовитости). Входя в дом жениха (о есть свой будущий дом), невеста должна аккуратно убрать с дороги веник и войлочный ковёр, который специально кладут на входе. На их месте девушка оставляет несколько монет.
Культура
Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:
- сказки бытовые, волшебные, о животных;
- мифология;
- героический эпос;
- песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
- легенды;
- загадки;
- поговорки и пословицы;
- детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
- религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
- творчество тюлликов и жухургов;
Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:
- дечиг-пондар
- адхьокху-пондар
- зурна
- дудка шиедаг
- волынка
- барабан вота
- бубен
- гема
Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.
История
Храм основан в конце XIX веке терскими казаками. Храм заложен в 1868 году, по имеющимся епархиальным сведениям построен в 1890 г. и освящён в 1892 г. Строили из природного камня на общественные пожертвования. По окончанию строительства является постоянно действующим.
Ансамбль церкви Михаила Архангела в г. Грозный является памятником архитектуры и находится под охраной государства согласно постановлению Совета Министров Чечено-Ингушской АССР № 413 от 25 ноября 1988 г. На фото 80-х годов 20 века храм и церковный дом обложены красным кирпичом с белой отделкой. Имел такой вид на момент принятия под государственную охрану. До начала первой чеченской войны был одним из двух действующих православных храмов в Чечено-Ингушской АССР.
Исторически, комплекс представлял собой: — храм трехкупольного типа в русском стиле с пристроенной колокольней, ограда с воротами (данный архитектурный ансамбль охраняется государством); — каменный двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом; — церковно-приходскую школу; — котельную, вспомогательные помещения.
Комплекс пострадал в период нейтрализации в Чечне незаконных вооруженных формирований 1994—1996 годов. В январе 1995 разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. В ходе контртеррористической операции 1999—2000 годов храмовый комплекс получил дополнительные разрушения. Богослужения продолжались в подвале церковного дома.
С 2004 г. храмовые сооружения частично восстанавливались (силами подразделений Минобороны РФ). В дальнейшем, из фонда Госстроя России (по федеральной программе) были выделены финансовые средства на строительство храма. Восстановление проходило при финансовом и организационном участии Президента республики А. Д. Алханова и премьер-министра Р. А. Кадырова. Строительные работы проходили в 2005 г., завершены в начале 2006 года, внутренние работы (роспись, установка иконостаса, убранство) далее продолжались.
После восстановительных работ здание церкви представляет из себя вновь построенное сооружение, в целом сохранившее размеры и основную архитектуру исторического оригинала. Однако, цвет оригинала (красного кирпича с белой отделкой) не сохранился. Форма окон центрального купола, форма и количество окон алтарного купола, характерная обналичка окон, форма купола боковой пристройки, элементы декора (решетка колокольни и др.) не восстановлены. В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые. Церковный дом выкрашен в белый цвет, кровля ярко-синяя. Цвет дома (красного кирпича с белой отделкой) не сохранился. 23 апреля 2006 г. проведено Пасхальное богослужение. 21 ноября 2006 г. Храм освятил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков).
В 2008—2009 годах, в ходе реконструкции центральной части г. Грозного купола храма покрыли позолотой, кровля выполнена из металлочерепицы вишневого цвета, бело-голубые стены были выкрашены в белый цвет, отделка темно-красной мраморной плиткой. Благотворительный Фонд имени Ахмата Кадырова выделил для этого денежные средства. В период придания определенного архитектурного типа зданиям, находящимся по проспекту имени А. А. Кадырова, двухэтажный церковный дом, пристроенные к нему помещения, а также котельная были разобраны. Сохранился подвал, фундаменты зданий, металлическая труба котельной. В течение нескольких лет широко озвучивалось, что вместо разобранного дома будет построено новое многофункциональное здание. Вместо этого, вблизи разобранного строения установлен небольшой временный щитовой «финский» дом. 26 апреля 2009 года архиепископ Феофан освятил храм после данной реконструкции. Присутствовали первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, президент ЧР Р. А. Кадыров. Архиепископ обратился к Р. А. Кадырову с просьбой построить приходской комплекс с соответствующими помещениями.
Менталитет чеченцев
Чеченцы — дружелюбный и гостеприимный народ, уверяет Григорий: «Я был даже в отдаленных районах, селах, и везде чеченцы накормят и напоят. Им интересны туристы, сами жители сел ведь никуда не выезжают».
Но религия и традиции накладывают определенный отпечаток на регион. «Я не пойду в шортах по Грозному, это здесь не принято
Ну, зачем я буду ходить и привлекать к себе ненужное внимание? Если девушка в брюках — никто не обратит внимание. Но если в шортах, в которых, извините, все видно… Я и в Москве не хочу это видеть
Это же некрасиво», — считает Григорий Стадник.
Григорий Стадник также попросил отметить, что чеченцы более спокойные, чем москвичи, и менее придирчивые.
«С первого взгляда может показаться, что я описал какой-то жизнерадостный край без проблем. Конечно, это не так. Но в Грозном действительно развитая инфраструктура. И я как приезжий ни разу не столкнулся с какими-либо трудностями», — подытожил собеседник Финтолка.
Фото: личный архив героя публикации и пресс-службы главы Чеченской Республики
Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.
Почему чеченцы не носят шорты?
В жизни чеченцев многое можно объяснить религиозными требованиями, но что касается одежды, то тут они относятся к себе даже строже, чем того требует ислам. У мусульман есть понятие «аурат» — это часть тела, которая должна быть скрыта от чужих глаз. У женщин ауратом является все, кроме лица и кистей рук, у мужчин площадь куда меньше — от пупка и до колен. Но хотя мужчины-мусульмане и имеют право носить шорты и футболки без рукавов, чеченцы никогда так не ходят — неприлично. В идеале должны быть закрыты даже ступни. Носить сланцы или шлепанцы на босу ногу, особенно перед старшим поколением, тоже дурной тон. Вот почему даже летом вы скорее увидите мужчин в кедах или кроссовках.
У этого правила есть исключение. Чеченцы готовы простить излишнюю откровенность тем, кто защищает честь нации на спортивном поприще, но только в пределах ринга или татами. Те же боксеры, к примеру, не будут разгуливать по городу даже в шортах ниже колен.
С одеждой женщин немного сложнее. Хотя по религии мусульманки должны надевать хиджаб (это и есть одеяние, покрывающее все тело, кроме лица и рук), носят его в Чечне далеко не все. Многие чеченки ходят в платке, который скрывает лишь часть волос. Это дань традиции: даже женский национальный костюм включает шарф, накинутый на косы. Девушки раньше показывали волосы, и чем длиннее они были, тем более красивыми считались.
Современные чеченки все чаще «покрываются», то есть носят хиджаб, но и оставшаяся светская часть женского населения не может позволить себе чересчур откровенных нарядов — юбки выше колен, блузки с глубоким декольте наденут только очень смелые. Вообще, для того чтобы выйти на улицу, девушке нужно пройти несколько «инстанций»: показаться перед мамой, отцом и братом. Поэтому, когда в Чечне видят одетую «не по менталитету» женщину, говорят, что у нее в доме нет мужчин: они бы не позволили ей показаться перед людьми в таком виде.
Характер народа
Нохчалла — именно так можно охарактеризовать одним словом всю сущность чеченца. Внешность, внутреннее ощущение себя как человека с достоинством, отношение к жизни и к людям — все это входит в слово «нохчо».
То есть это своего рода честь чеченца. То, как они строят отношения в семье, в любви, в дружбе, на работе — это и есть нохчалла.
Чеченцы настолько почитают дружеские отношения, что за друга могут отдать свою жизнь. Дружба для них — святое. Горцы поддерживают друга в любом положении.
Отношение к женскому полу особенное. Они всегда ведут себя сдержанно в присутствии женщин, встают при встрече и не позволяют сказать что-то лишнее.
Никогда чеченский мужчина не позволит себе ударить женщину или тем более ребенка. В детях они не хотят воспитать трусость, поэтому физическое наказание полностью отсутствует. Если же горец ударит девушку, то в ответе за это будет вся его семья.
Если же так случится, что жена изменила мужу, то он имеет право выгнать ее из своего жилища, потребовав калым к возврату.
Чеченцы — веселый гостеприимный народ. Да, внешность чеченцев-мужчин иногда вселяет страх в сердца людей другой национальности, но это не значит, что они на самом деле такие жестокие.
Хотя справедливости ради стоит сказать, что все-таки вековая борьба за земли выработала в них бесстрашие, смелость, ловкость, неукротимость и выносливость. Даже враги этого народа не могут это не признать.
Единственные вайнахи-православные
Если принять во внимание возраст древних ингушских православных храмов (Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимского), многочисленных археологических находок (христианские книги, кресты), то можно предположить, что распространение христианства среди вайнахских народов, от которых произошли чеченцы, ингуши и бацбийцы, пришлось на XI – XIII века. Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия»
Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре
Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия». Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре.
А в XVII – XVIII веках вайнахи в большинстве своем приняли ислам. Только лишь бацбийцы остались православными и исповедуют эту религию доныне.
Внешность
В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос — от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.
Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:
- чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
- архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
- зауженные книзу шаровары;
- суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).
Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины
Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.
Основной головной убор у чеченца — папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые — из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.
В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.
Женщины носили:
- длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
- широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
- сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
- молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
- голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
- в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.
Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.
Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.
В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.
Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.
История становления христианства, развитие и упадок
С конце VIII века[источник не указан 98 дней] миссионеры начали проповедовать христианство среди вайнахских племён, вытесняя язычество. В основном они приходили из Абхазского царства, багратионовскойГрузии и Византии. Также большую роль в христианизации вайнахов сыграла царица Тамара, распространяя среди вайнахов грузинское православие[1]. В 1310 году Евфимий III, католикос-патриарх всей Грузии, посетил христианские храмы на территориях вайнахов, в частности, был в храме хунзахскихаварцев и чеченцев.
Некоторые исследователи, такие как Л. Ильясов, считают, что на религиозные воззрения вайнахов в XIII—XIV веках повлиял католицизм, принесённый миссионерами и купцами из Генуэзской республики, основавшей на черноморском побережье Кавказа свои колонии[2][неавторитетный источник?]. Уже к началу 1300-х годов католические епархии крепко обосновались на всём Кавказе[3]. Золотоордынское присутствие в регионе не мешало проповедям миссионеров, как католических, так и православных. Но приход Тимура в 1395 году сильно ослабил положение европейцев в восточных частях Кавказа. Некоторые племена возвращались к прежнему укладу жизни. В 1453 году, после падения Константинополя, генуэзские колонии были проданы, распавшаяся Грузия постепенно попадает под влияние Османской империи, после чего дальнейшая христианизация остановится почти на 200 лет[источник не указан 98 дней].
Впоследствии христианство было вытеснено язычеством.
В некоторых равнинных уголках Чечни уже осел ислам. Так продолжалось вплоть до военного вторжения 1638 года царя ГрузииТеймураза I на Кавказ, которое привело к появлению немногочисленных, но долговременных христианских ячеек у некоторых племён вайнахов, их прозвали «ламан кераста» («горные христиане»). В частности, таковыми считались галгаевцы и чаберлоевцы[4].
Женская доля
У чеченцев существует определённый свод общественных норм, регулирующих поведение женщин. Принимая дома гостей, которые не являются близкими родственниками или соседями, женщины не должны даже подавать на стол. За них это делают сыновья.
Если по улице идёт пара, то мужчина должен идти на один шаг впереди своей спутницы. Этот обычай уходит корнями в древность, когда в случае опасности именно мужчина должен был принять на себя удар и защитить женщину.
Портрет молодой чеченки, 1897 год / Ф. Орден
У чеченцев есть старинная традиция, которая сегодня проявляется крайне редко, однако по-прежнему живёт. Если у женщины возникли проблемы, она может обратиться к любому мужчине со словами: “Стань мне братом”. После этого он обязан защитить её, даже если ситуация представляет риск для жизни.
При гостях муж и жена не называют друг друга по имени или в соответствии со статусом. Если речь заходит о супруге, мужчина использует слова “хозяйка того дома”, “мать моих детей”. Это же самое касается и женщины, когда она говорит о муже.
Чеченские женщины / Дмитрий Иванович Ермаков
Дети тыла
Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..