Музей-усадьба шереметьевых кусково: история, как добраться, что посмотреть
Содержание:
- Как доехать?
- Театры Кусково
- Кусково (парк): как добраться, часы работы
- Церковь Спаса Всемилостивого
- Музеи Кусково
- Усадьба в наши дни
- Примечания
- Усадьба в наши дни
- Что хранит Большая каменная оранжерея
- Грот в Кусково.
- Что посмотреть в Кусково?
- Прогулка по усадьбе
- Цены на билеты в 2021 г
- История строительства
- Достопримечательности. Дворец в Кусково.
- Дворец в Кусково
- Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково
Как доехать?
Одним из популярных и любимых мест отдыха жителей столицы, а также ее гостей считается Кусково (парк). Как добраться до него, знает практически каждый москвич. Доехать до кусковского лесопарка можно на собственном автомобиле, такси или общественном транспорте. На машине удобно использовать карту или навигатор. Для прогулки своим ходом есть несколько вариантов проезда:
- От метро «Выхино» на автобусе № 620 или маршрутном такси № 9М доехать до остановки «Музей «Кусково»», «Улица Молдагуловой» или «Вешняковская улица».
- От станции метрополитена «Рязанский проспект» пересесть на автобус № 133 или 208, проехать до остановки под названием «Музей «Кусково»», «Улица Молдагуловой» или «Вешняковская улица».
- От метро «Новогиреево» на автобусе № 615, 247 или троллейбусе № 64 ехать до остановки «Улица Юности».
- В Казанском железнодорожном направлении станции «Перово», «Вешняки» или «Плющево».
- В Горьковском железнодорожном направлении станции «Кусково», «Новогиреево» или «Чухлинка».
Театры Кусково
В Кускове помимо постоянного театра (Нового на 150 мест) существовала еще «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80–100 мест. «Такой «воздушный театр» был еще в Нескучном, селе Д. В. Голицына. Роща возле театра была некогда превосходным английским садом, и в этой роще стоял летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в «неприемные» дни. Дом этот назывался «домом уединения», — пишет исследователь старой Москвы Михаил Пыляев. Здесь граф принимал только близких друзей.
Созданный в 1760-е годы «воздушный театр» давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.
«Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище», — писал неизвестный участник одного из кусковских праздников.
Крепостной театр был всегда важен для жизни усадьбы, а при Николае Петровиче Шереметеве и вовсе затмил остальные крепостные театры империи: собственный театральный оркестр, богатые декорации, костюмы от лучших портных. Пыляев приводит следующие данные: в 1811 году, по сделанной в театре описи, «театрального платья» парчового, шелкового и т. д. было сундуков семнадцать, а разных уборов, перьев, обуви и т. п. — 76 сундуков.
Своих актеров граф отправлял учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, стихосложению. Но знаменитым на всю Россию фаворита Павла I, обер-гофмаршала высочайшего двора Николая Шереметева, сделал не его театр или государственная служба, а тот факт, что он официально женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.
Не надо забывать, что просвещенное российское дворянство прекрасно совмещало передовые европейские идеи и аристократическое воспитание с восточным образом жизни. У многих помещиков были гаремы крепостных девок, которые порой содержались в весьма суровых условиях. О том, чтобы отказать барину или его гостям, не могло быть и речи. Поэтому многолетние просьбы Шереметева сначала к Павлу I, потом к Александру I о разрешении официального брака с его возлюбленной актрисой (которой он, впрочем, давно дал вольную) встречали абсолютное непонимание и отказ. И лишь в 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получил от молодого императора Александра I подарок — специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской (документы про дворянство, понятное дело, были поддельными).
В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий, а через двадцать дней после рождения сына умерла Прасковья Шереметева-Жемчугова. Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью. В память о любимой он построил в Москве Странноприимный дом (ныне здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).
Кусково (парк): как добраться, часы работы
Парк Кусково расположен в юго-восточной части столицы. Адрес лесопарка и музея: г. Москва, ул. Юности, 2. Он находится внутри мегаполиса, но посетители забывают об этом, попадая в красивый уголок природы.
Находится лесопарковая зона на Мещёрской низменности и имеет площадь более 300 га. На ее территории несколько красивых прудов. Самый крупный и знаменитый – это Большой Дворцовый пруд. Он находится напротив дворца и усадьбы и имеет площадь 14 га.
Варианты проезда :
- От метро «Выхино» на автобусе № 620 или маршрутном такси № 9М доехать до остановки «Музей «Кусково»», «Улица Молдагуловой» или «Вешняковская улица».
- От станции метрополитена «Рязанский проспект» пересесть на автобус № 133 или 208, проехать до остановки под названием «Музей «Кусково»», «Улица Молдагуловой» или «Вешняковская улица».
- От метро «Новогиреево» на автобусе № 615, 247 или троллейбусе № 64 ехать до остановки «Улица Юности».
- В Казанском железнодорожном направлении станции «Перово», «Вешняки» или «Плющево».
- В Горьковском железнодорожном направлении станции «Кусково», «Новогиреево» или «Чухлинка».
Часы работы
Кусковский парк условно разделяется на две зоны: музейную и лесопарковую. Обе части жители называют одинаково, но при этом уточняют Кусково — парк или музей. Парковая зона состоит из дикой лесопарковой части и графского регулярного парка, на территории которого находится красивый Музей-усадьба.
Лесопарк открыт для прогулок в любое время, регулярный парк можно посетить с 10.00 до 20.00, а усадьба-музей имеет платные часы работы с 10.00 до 18.00. Кассы открыты с 10.00 до 17.00 .
Церковь Спаса Всемилостивого
Одноглавая, восьмигранный барабан купола имеет ниши с размещенными в них скульптурами апостолов. На три стороны выходят одинаковые фасады, с востока размещена небольшая алтарная апсида. Три одинаковых крыльца без навесов оборудованы двухсторонними лестницами с коваными перилами. Ребристая крыша с темной кровлей и светлые стены отличаются от всех окружающих зданий
Внутреннее храмовое убранство, открывающееся перед входящими в церковь Спаса Всемилостивого, удивляет своей скромностью и лаконичностью. Аккуратно побеленные стены не содержат ни лепнины, ни живописных росписей. Из украшающих элементов можно упомянуть только ковровую дорожку посередине нефа, ведущую к алтарному иконостасу. Тут же расположена лавка с религиозной атрибутикой.
Позолотой сверкают лишь некоторые святые образа, в том числе верхняя икона Святой Троицы. Таковы же крупные иконы Богоматери с младенцем слева от Святых ворот и самого Спасителя – справа. Необычна форма створок боковых проходов в алтарное пространство, сделанных в форме вертикально срезанных половин арок. В правой даже просматривается помещение для переодевания священнослужителей.
Устройство уже виденного в полную величину подсвечника для заздравных свечей вполне традиционно, в отличие от роскошного прямоугольного.
Музеи Кусково
Еще одна гордость Кусково — Музей керамики с его впечатляющей коллекцией керамики и стекла из разных стран и разных эпох. Здесь можно увидеть образцы итальянской майолики, венецианского стекла, мейсенского фарфора
Особое внимание стоит уделить уникальным собраниям фарфора российских мануфактур с 18 в. Общий фонд музея составляет около 50 тыс
предметов, часть его занята в обстановке дворца.
Прогулка по единственному в Москве французскому регулярному парку с мраморной скульптурой, обелисками, павильонами и системой прудов и каналов способна доставить немало приятных минут, есть во всей этой красоте какая-то застывшая симфония. К тому же такую прогулку можно совместить с посещением Большой каменной и Американской оранжерей, которые находятся на противоположной от дворца стороне парка. Ближайшие же ко дворцу постройки — домовая церковь с колокольней, Кухонный флигель и Швейцарский домик.
Усадьба в наши дни
Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.
Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:
- «Здравствуйте, я ваша тётя!»
- «Виват, гардемарины!»
- «Ширли-Мырли»
- «Тайны дворцовых переворотов»
Примечания
- Юрий Стародубов. Царское это дело. Что надо обязательно увидеть туристам на Востоке столицы // Восточный округ. — 2020. — № 22 (111) за 26 июня. — С. 13. Архивировано 24 июля 2020 года.
- Елена Лебедева. Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково. // Интернет-журналPravoslavie.ru (13.08.2004). Проверено 3 июля 2020.
- Кусково // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Юрий Стародубов. Курсант Молдагулова жила в усадьбе Кусково // Восточный округ. — 2015. — № 7 (96) за 6 марта. — С. 5. Архивировано 15 марта 2015 года.
- А.В. Малышева. Шереметевский грот в стиле рококо // Вестник «Зодчий. 21 век» №1 (62) 2017
- Памятники Москвы буржуазной // Московское наследие. — 2014. — № 5(35). — С. 14—17.
- Фото таблички. (недоступная ссылка)
- Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ) города Москвы по административным округам
Усадьба в наши дни
Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.
Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:
- «Здравствуйте, я ваша тётя!»
- «Виват, гардемарины!»
- «Ширли-Мырли»
- «Тайны дворцовых переворотов»
Что хранит Большая каменная оранжерея
Шереметевский графский герб повторен и внутри павильона, в высоком вестибюле центральной части строения. Ниже помещен парадный портрет Бориса Павловича Шереметева, виднейшего представителя семейства, родоначальником которого был некий давний предок, общий с родом Романовых. Под портретом установлены живописные керамические вазы с цветочными букетами.
Парные вазы предоставлены Музеем керамики, составляющими с усадьбой Кусково единый комплекс. Его экспозиция располагается в правом, восточном крыле Большой каменной оранжереи. На левой стене вестибюля помещено необычно объемистое описание картинной галереи, от истории художественных собраний вообще до конкретных экспонатов.
Кусковское собрание портретов знатных особ, которое хранит Большая каменная оранжерея, включает более чем 120 полотен, написанных русскими и иностранными мастерами. Это вовсе не фамильная летопись, в коллекции не так много изображений представителей рода Шереметевых. Историческая ценность картинной галереи в широком охвате персонажей прежде всего российской истории, но и не только.
Российские властители представлены наиболее широко, особенно семейство Романовых, по происхождению родственное Шереметевым. Сохранились также портреты их предшественников, из рода Рюриковичей, в том числе Ивана Грозного. Представлены знатные придворные, государственные деятели и военачальники вплоть до конца XVIII века.
Изначальный владелец здешних земель князь Алексей Михайлович Черкасский, породнившийся через женитьбу дочери с Шереметевыми, изображен на верхнем левом портрете. Ниже – Федор Алексеевич Головин, опекавший Петра Первого в начале царствования по просьбе его отца Алексея Михайловича и спасший от стрелецкого мятежа.
Портрета самого фельдмаршала Борис Шереметев не быть в картинной галерее просто не могло. Его портрет большего размера, чем другие, помещен напротив входной двери. Преданный петровский денщик, затем светлейший князь и генералиссимус Меншиков запечатлен на картине в середине правого вертикального ряда.
Властители России и Европы
На представленных в обзоре фото нет портрета Петра Великого, но в его отсутствие здесь никто не поверит. Есть в галерее и портрет великого реформатора и других правителей Российской империи. Вторая жена Петра I, императрица Екатерина I – в центре первого квадрата из девяти портретов. Ниже, возле бюста – правившая после нее Анна Иоанновна.
Екатерину Великую многие отыщут самостоятельно. Подсказка в том, что на ее голове главная корона Российской империи. Перед императрицей Золотого века страной правила дочь Петра, Елизавета Петровна, а на двоих эти две дамы царили целых 54 года. Портрет Елизаветы отыщите самостоятельно, по иллюстрации обзора или при личной поездке. И кто такие — дети на двух последних портретах?
Осталось упомянуть о европейских монархах, которых представляет Большая каменная оранжерея в графской картинной галерее. Многие известные личности здесь представлены, например, австрийская императрица Мария Терезия, правившая 40 лет. Здесь и ее дочь Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, казненная на гильотине французской революции, в том числе за передачу соотечественникам-австрийцам военных секретов Франции.
Удивляет женская красота супруги Георга Третьего, Софии Шарлотты, которой приписывают внедрение наряженных елок на городских улицах. Известна знанием ботаники, участием в создании Королевского ботанического сада и изобретением яблочного десерта — шарлотки из запеченных в тесте фруктов, который известен и популярн во многих странах. Присутствуют портреты Людовика XV Бурбона, испанского монарха Карла Третьего и других.
После постройки Большая каменная оранжерея использовалась по прямому назначению, в ней растили южные фрукты для угощения и удивления гостей. Здесь также зимовали экзотические растения, на лето их выставляли в парк. Размещение живописной коллекции вынудило закрыть наклоненное внутрь остекление, чтобы развесить портреты, а глухую стену оформили так же для симметрии. Разница только в едва видимых участках остекления вверху и колоннах по одной стороне.
Грот в Кусково.
«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
Что посмотреть в Кусково?
Усадьба Кусково будет интересна, в первую очередь, любителям истории. В поместье Шереметевых сохранился уникальный дух ушедшей эпохи, балов, роскошных приемов. Усадьбу условно можно разделить на три зоны. В центре – Большой дворец с французским парком, английский парк, за прудом – хозпостройки, псарня и зверинец.
Большой дворец
Сразу у ворот начинается липовая аллея, ведущая в Большой дворец, предназначенный для торжеств и летних приемов. Он хорошо сохранился, несмотря на то, что построен из дерева. Для его проектирования были приглашены самые лучшие архитекторы того времени. Входную группу дворца украшают фигуры сфинксов.
Во дворце принимались только самые знатные гости. Сама Екатерина II несколько раз бывала на приемах Шереметевых. Ее портрет украшает главную гостиную дворца. В малиновой гостиной можно увидеть портреты и бюсты членов семьи Шереметевых и царских особ.
Для отдыха гостей и хозяев поместья была организована опочивальня. В кабинете сохранился уникальный стол, на столешнице которого воссоздана панорама поместья. Часть помещений относится к личным покоям графского семейства. В каждом помещении висят картины, имеющие высокую художественную ценность. В поместье собрана уникальная коллекция полотен художников 16-18 в.
В Зеркальном зале – самой большой комнате дворца, проходили танцевальные вечера и балы. Здесь часто устраивались концерты, музыкальные и театральные представления. В другой части дворца расположена парадная столовая, гостиная, спальня графа, бильярдная.
Парк Кусково
Этот французский парк считался крупнейшим в России. Четкая геометрия, симметричность форм, идеальные пропорции – каждый элемент здесь подчинен заданным правилам. Наиболее интересны здесь следующие павильоны:
Голландский домик
Предназначался для расположения и отдыха гостей. Весь интерьер выполнен в голландском стиле. Предметы обихода, украшения, картины художников-фламанцев, отделка – Шереметевы постарались соблюсти здесь истинные голландские традиции.
Грот в имении Кусково
В каменном гроте даже в самый жаркий день царила приятная прохлада. Павильон отделан мраморной крошкой, раковинами, цветным стеклом. Недалеко от грота располагался пруд и оранжерея. Всего в усадьбе Кусково было 17 водоемов, заполненных рыбой.
Эрмитаж
Павильон Эрмитаж – место отдыха для самых избранных гостей Шереметевых. На первом этаже располагался обслуживающий персонал, на втором – размещались гости. В Эрмитаже функционировал подъемный механизм, благодаря которому сервированный стол поднимался в гостевую зону.
Оранжерея в усадьбе Кусково
В этой оранжерее раньше выращивались различные экзотические растения, привезенные со всего мира. Сейчас ее используют для проведения выставок.
Благодаря проведенным реставрационным работам и хорошему уходу усадьба Кусково хорошо сохранилась до настоящего времени. Уникальный архитектурный ансамбль, не имеющий аналогов в России, могут посетить все желающие. Интерьеры павильонов восхищают гостей усадьбы безупречным оформлением и изяществом форм.
Прогулка по усадьбе
Усадьба Кусково поражает посетителей своей красотой и целостностью стиля. Недаром уже четвертое столетие подряд Кусково является одим из наиболее любимых мест отдыха москвичей.
Здесь слились в единой гармонии пластические искусства: архитектура, скульптура, живопись с садово-парковой культурой, музыкой и театром.
При входе в усадьбу, вы попадете на центральную аллею, идущую вдоль Большого пруда. На его берегу находятся: Церковь, Дворец и Кухонный флигель.
Самый старый архитектурный памятник усадьбы — домовая церковь во имя Всемилостивого Спаса. Здание сохранилось почти в неизменном виде.
Сердцем усадебной архитектуры Кусково является Дворец. Его двухэтажное здание выполнено в стиле раннего русского классицизма с колоннами и парадной лестницей. Со стороны главного входа открывается вид на Большой пруд. С северного фасада Дворца — выход во французский парк.
Парк не имеет сохранившихся аналогов в Москве. Строгий геометрический стиль дорожек и насаждений оживляется красотой беломраморных скульптур итальянских и русских мастеров XVIII века. Чередование цветников и ковров из зелени под открытым небом завершается Большой каменной оранжереей. В ней не только выращивали растения, но и принимали гостей. Для этого был устроен танцевальный зал и комнаты для развлечений.
Направо от Дворца расположен итальянский уголок. Это сказочно великолепный Грот, изящный Итальянский домик и веселый ряд Менажерей, в которых когда-то содержали водоплавающих птиц.
Итальянский домик создавался как дворец для «малых приемов». Здесь демонстрировались редкие произведения искусства.
Красотой и необычной архитектурой выделяется павильон «Грот». Трехчастное барочное здание расположено на берегу Итальянского пруда. Оно как будто стекает своими ступенями в его прозрачные воды. Постройка предназначена для прохлады и отдыха в жаркие летние дни.
Итальянский уголок: грот, пруд
Если вы немного пройдете вглубь парка, а затем повернете налево, то непременно попадете в павильон «Эрмитаж» (с франц. — «хижина отшельника»). Это было место для особых встреч самых близких друзей хозяина.
Голландский уголок находится в левой стороне парка, ближе к центральной аллее. Двухэтажный Голландский домик — самый ранний из павильонов для увеселения. Он построен в честь Петра I. Рядом с домиком — канал и Голландский пруд.
Выпить чашку кофе, чая или немного перекусить можно в кафе, находящемся в конце парка, около Американской оранжереи.
Недалеко от кафе приютилась керамическая мастерская. Здесь проходят мастер-классы по гончарному делу. Но прежде, чем самим заняться лепкой, рекомендуется посмотреть, как это делали мастера высокого класса. Для этого надо посетить выставки.
Цены на билеты в 2021 г
Чтобы просто прогуляться по парку усадьбы, за вход надо заплатить 50 р.
Чтобы посетить дворец, музеи, оранжерею, Эрмитаж и т.д. надо купить дополнительные билеты в кассах у входа усадьбы.
Все цены на билеты смотрите ниже.
Также можно посетить дворец или парк в составе экскурсионной группы.
Стоимость групповой экскурсии от 750 р. до 6500 р.
Цена зависит от количества людей в экскурсионной группе и программы.
Стоимость индивидуальной экскурсии 4000 р. (рассчитана на 1-10 человек).
Экскурсия в Кусково
Далее приводим цены на билеты в музей-усадьбу Кусково, музейно-парковый ансамбль и проведение различных мероприятий:
История строительства
@tatium01
Усадьба Кусково, если верить источникам, существовала еще в XVI веке, однако широкую известность она приобрела двумя веками позднее, когда ее начал активно застраивать граф Шереметьев. До него на территории в 30 гектар не было ничего, кроме церкви и барского двора.
В 60-е годы XVIII века Шереметьев начал строить для своей супруги, крепостной актрисы Жемчуговой, Воздушный театр, чтобы она могла выступать в нем. На его сцене показывали постановки Колычева, Монсиньи и других известных авторов тех времен. Здание театра не сохранилось, однако его планируют восстановить.
Главная постройка комплекса – дворец – появилась в 70-е годы XVIII века. Большой дом, как его еще называли, принимал именитых гостей. В нем устраивали крупные праздники и встречи, а также театрализованные представления.
В 1792 году на месте старой церкви, которая стала разрушаться, построили новый храм. До сегодняшнего дня сохранить внутренний декор не удалось, хотя службы в нем по-прежнему проводят.
Достопримечательности. Дворец в Кусково.
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.
Дворец в Кусково
Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.
Дворец в Кусково
Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.
Прихожая-гостинная
Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.
Портрет Петра Борисовича Шереметева
Малиновая гостинная
Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.
Часы-орган
Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.
Парадная спальня
Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.
Кабинет-конторка
Диванная
Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.
Вседневная опочевальня
Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.
Портрет калмыцкой девочки Аннушки
Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.
В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.
За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.
Картинная
А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.
Зеркальный зал
Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.
В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.
Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково
Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.
Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.
«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение». (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)
Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.
Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.
Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется!
Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.
На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!
А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.
Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!
И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.
В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?
Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.
Фрагмент стены вблизи.
Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить.