Августовский канал в гродно: виртуальная экскурсия!

Экономика

Августовский шлюз — пятый шлюз на канале.

После завершения строительства Августовский канал оставался внутренним водным путем местного значения, который использовался для коммерческого судоходства и транспортировки древесины к реке Висла и Неман и обратно . Канал использовался для транспортировки муки, соли, зерна, мела, гипса и т. Д. В Августове был построен большой порт в дополнение к нескольким буксирным путям, по которым лошади буксировали баржи вверх по течению. Канал был рассчитан на проход судов длиной до 40 м, шириной до 5 м и способными перевозить до 10 тонн груза.

Во второй половине XIX века железнодорожная сеть, например, рядом с железнодорожной веткой Санкт-Петербург — Варшава , начала заменять канал в качестве основного средства транспортировки товаров. Канал постепенно пошел в упадок, с 1852 года по нему сплавлялись только лесоматериалы, а с середины 1860-х годов русло канала было забито.

С конца 1920-х годов канал впервые стал туристической достопримечательностью. Это был живописный туристический маршрут, предоставляющий прекрасные возможности для занятий спортом для каноистов, моряков и лодочников. После Второй мировой войны польская часть канала была восстановлена.

В настоящее время канал предлагает множество достопримечательностей и туристических достопримечательностей. Его непревзойденная красота проистекает из природных качеств ландшафта с хвойными лесами и озерами, особенно вокруг рек Бебжа и Нетта, и он проходит через Августовский первобытный лес с запада на восток. Самым большим развлечением является плавание по водному пути на каяке, каноэ, рыбацкой лодке или моторной лодке. Также можно посетить часть канала и Августовские озера на пассажирском теплоходе.

История канала

Один из крупнейших европейских каналов появился в XIX веке, и на тот момент представлял торжество передовых технологий. Он соединил Неман и Вислу, начинаясь от Августова и почти доходя до Гродно. Для него было проложено 45 км. искусственного русла. Полная протяженность составляет 102 км. Средняя глубина русла составляет 2 м. Основная часть шлюзов и самого водного пути пролегает по территории Польши.

Августовский канал на карте Белоруссии идет в сторону Гродно, его протяженность не превышает 22 км. Через несколько лет наступит юбилей, в 2024 году исполнится ровно 200 лет с момента, когда было начато строительство. Оно длилось 15 лет, авторство проекта принадлежало Игнатию Протзинскому. После высочайшего одобрения императора Александра I на строительстве задействовали 7 тыс. рабочих. Уникальность канала в его рукотворном русле. Система включает:

  • 25 плотин;
  • 14 мостов;
  • 18 шлюзов;
  • 24 технических станции.

Стоимость сооружения превысила 1,5 млн. Пор нему сплавляли древесину, товары для экспорта. Августовский канал в Гродно быстро потерял транспортную ценность после начала развития железнодорожного сообщения. Гораздо выгоднее и безопаснее стало переправлять грузы по суше во вместительных вагонах. После этого началось развитие туристического направления.

Удивительные в своей первозданной красоте места, обилие птиц и животных, включая редкие виды, создало устойчивый интерес к путешествиям по каналу, пешеходным тропам вдоль его берега.

Начало туризма

Первые маршруты открылись в 1909 году, позже пешие прогулки сменились более удобными конными. Первая мировая война пощадила Августовский канал, повреждения были незначительными. После реставрации сооружений туризм стал развиваться с удвоенной силой. Прогулки по берегу дополнились круизами на колесных пароходах, открылись яхт-клубы, начали осваивать русло байдарки. Описание Августовского канала в Беларуси внесли в туристический путеводитель.

Вторая мировая война принесла огромные разрушения, по берегу проходила линия сопротивления, с того времени остались фрагменты дотов и окопов. Большинство гидротехнических сооружений пришлось восстанавливать из руин. В 2004 году Августовский канал был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Обновление канала

По решению правительства Белоруссии была начата масштабная реставрация. В рамках работ очистили русло, убрали или укрепили обрушившиеся участки берега, восстановили часть мостов, переоборудовали шлюзы. Разводные мостики и информационные таблички обновили, сохранив первоначальны вид. Открыли сезонный пункт пропуска для байдарок и пеших маршрутов.

Велопрогулка

В период реставрации канала и последующие годы по его берегам было проложено несколько велосипедных маршрутов. Выглядят они очень цивилизованно — дорожки с разметкой и указателями, специальные карты, скамейки и урны на протяжении всего пути радуют путешественников. Если у вас нет возможности или желания везти стального коня с собой, то можно арендовать его на месте, вот только в летние выходные велосипедов чаще всего на всех не хватает.

Прокат велосипедов осуществляется в отделении «Белпочты», с собой нужно иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. По берегам проложено четыре веломаршрута: «Августовский шлях», «Лисья гора», «Путем магната Воловича» и «Линия Молотова».

Каждый маршрут имеет свою тему, свои интересные точки. А вот уровень сложности и протяженность их такова, что даже самый неопытный путешественник не утомится и не заблудится. Проблема может возникнуть только с провиантом — запас воды и перекус лучше брать с собой, поскольку с инфраструктурой по берегам канала пока все сложно, хотя работа в этом направлении ведется. Кстати, веломаршруты на белорусской части Августовского канала планируется включить в европейскую велосипедную сеть.

Кстати, с 2010-го каждый год по живописным окрестностям Августовского канала вдоль государственной границы Беларуси с Польшей и Литвой проходит ежегодный международный любительский веломарафон «Суседзі», в котором может принять участие любой желающий.

Сплав на байдарках

Первые туристы-водники появились на канале еще в 1920-х годах. Уже тогда здесь были оборудованы лодочные базы, работали яхт-клубы. Хотя канал и пострадал в Первую Мировую, но коснулось это в основном технических сооружений, а сам канал был живописен и отлично проходим.

Сейчас водные маршруты по каналу предлагают сразу несколько туристических компаний, например, «Немново Тур» и «ГродноТурИнвест», но хватает здесь и дикарей-одиночек. Самый короткий организованный маршрут длится всего 3,5 часа, самый длинный растянется на три дня. Спектр цен на подобный отдых самый широкий и зависит от протяженности маршрута, однако если иметь собственное снаряжение или взять его напрокат (это можно сделать прямо на месте), можно неплохо сэкономить.

Перекусить негде, в туалет зайдет не каждый

По приезду на Домбровку мы решили проверить, что есть из развлечений. Однако, были не сильно удивлены. Перекусить негде – рабочих точек общепита не оказалось. На территории мы обнаружили 2 туалета. Они представляют собой старые деревянные конструкции, зайти в которые неприятно из-за плохого запаха, исходящего оттуда. Не каждый решится его посетить.

Из развлечений здесь: катание на теплоходе «Неман», прокат катамаранов, лодок и велосипедов.

Есть несколько беседок, которые можно арендовать. Но не все из них в пригодном состоянии:

«Мы приезжаем сюда из Гродно из-за ковида каждые выходные. Зимой реже – опасаемся, что могут быть не расчищены дорожки. Но здесь негде даже воду купить. Стоят эти будки,а зачем? Не помним, чтобы что-то работало. То, что было сделано в предыдущие годы – сейчас практически разрушается. Это обидно. 10 лет назад, когда тут только все оборудовали, мы приезжали с детьми на пикник. Сейчас в эту беседку зайти невозможно – крыша преломилась, пол и скамейки прогнили. Такое запустение к сожалению. Что-то поддерживается, но далеко не все. Места для отдыха, качели и развлечения для детей – все гниет. Процветает шашлычно-спиртовой отдых. Можно поставить какие-то горочки – ведь приезжают сюда и с малышами. Сюда нужно привлекать. Как-то все на троечку. Но природа на все 20 баллов» – рассказала пара отдыхающих.

Как добраться из Минска и Гродно

Расстояние от Минска до Августовского канала – 327 км. Удобнее всего добираться на личном автомобиле в направлении Воложин – Лида – Скидель. Время в дороге, примерно, составит 4 часа.

Но если такого нет в наличии, то общественным транспортом со станции Минск-Центральный (маршрутка, автобус, поезд) до Гродно, а далее на автобусе. К сожалению, прямого транспорта до Августовского канала из Гродно нет: доехать до него можно ежедневно автобусом Гродно – Немново, Гродно – Горячки, Гродно – Калеты, и сойти на остановке «Соничи» или «Августовский канал».

Часы работы канала: ежедневно с 8-00 до 22-00

Это был наш полный путеводитель по отдыху на Августовском канале. Надеемся, что вы решитесь туда отправиться и насладиться тишиной и красотой белорусской природы. обзор самых красивых рек и озер Беларуси. Хорошего отдыха!

Текст и фото автора: Дронина Инесса

Сплав на байдарках

Первые туристы-водники появились на канале еще в 1920-х годах. Уже тогда здесь были оборудованы лодочные базы, работали яхт-клубы. Хотя канал и пострадал в Первую Мировую, но коснулось это в основном технических сооружений, а сам канал был живописен и отлично проходим.

Сейчас водные маршруты по каналу предлагают сразу несколько туристических компаний, например, «Немново Тур» и «ГродноТурИнвест», но хватает здесь и дикарей-одиночек. Самый короткий организованный маршрут длится всего 3,5 часа, самый длинный растянется на три дня. Спектр цен на подобный отдых самый широкий и зависит от протяженности маршрута, однако если иметь собственное снаряжение или взять его напрокат (это можно сделать прямо на месте), можно неплохо сэкономить.

Фестивали и праздники

Этот уголок Гродненского района всегда был труднодоступным для туристов, так как находился в приграничной зоне. Теперь ситуация принципиально изменилась – здесь взят курс на развитие туризма. А какой туризм без праздников и фестивалей?

Для такого маленького и незаметного в масштабах страны местечка, здесь поистине масса фестивалей. Самые интересные из них проходят в теплое время года в районе шлюза «Домбровка». Так, например, в мае сюда стоит приехать на фестиваль народного творчества «Августовский канал приглашает друзей». На нем выступают народные ансамбли, работают аниматоры, представляют себя местные подворья. А в августе «Домбровка» принимает гостей на фестивале «Августовский канал в культуре трех народов». Участники действа устраивают необычные спортивные состязания, например, «плавание на чем попало», делятся традициями, песнями, и просто общаются.

Кстати, ближайший фестиваль водного туризма «Неманская весна», который проходит здесь уже три десятилетия подряд, состоится 1-2 апреля, так что покупайте скорее билеты и бронируйте места в ближайших гостиницах и агроусадьбах — здесь будет интересно! А в конце лета в развитие движения «Рок за спорт» впервые пройдет «Рок-август» с участием звезд мирового уровня — первое музыкальное мероприятие такого масштаба в безвизовой зоне на канале. Это отличный шанс насладиться сразу и природой, и музыкой, не выезжая за пределы своей страны. 

Кому теплоход?

В будние дни прокат на «Домбровке» почти не востребован: лодки, катамараны, велосипеды, которые пользовались спросом, простаивают. Шлюз оживает на выходных, когда прибывают гродненцы.

Аренда лодки или катамарана стоит 10 рублей, велосипеда — 5 рублей в час. Есть карта с веломаршрутами — выбирай и катайся. Можно устроить пикник в беседках или под навесами (садовый домик стоит 3 рубля в час, навес с мангалом — 6 рублей).

Нет огромных очередей на теплоход «Неман», на котором любили плавать по каналу «безвизовые» туристы, приезжавшие автобусами. Можно свободно купить билет (8 рублей, дети до 5 лет бесплатно), главное — дождаться ещё с десяток желающих.

Есть где остановиться с палаткой. Поляна для кемпинга находится в начале деревни Рынковцы: надо повернуть налево и спуститься к каналу. Впрочем, мест для дикого отдыха хватает.

История строительства

Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I, который в том же году его одобрил.

Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «ноябрьского восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время польской революции (1830—1831) вплоть до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.

Последняя часть канала («Виндавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Вентспилс), не была построена — способствовало этому Польское восстание 1830 года («ноябрьское»). А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались. Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно. По каналу ходили деревянные баржи «берлины», против течения их вели по «тягловым» дорогам либо с помощью конной упряжки, либо (крайне редко) баржу тянули бурлаки.

Августовский канал в Польше

Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. На шлюзе Домбровка (польск.) ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода. Вдоль Канала пролегал престижный туристический маршрут, обеспечиваемый превосходными условиями для плавания на лодках и байдарках. Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток (53°52′13″ с. ш. 23°40′17″ в. д.HGЯO). Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена и использовалась в туристических целях; белорусская часть оставалась в запустении. В 2004—2006 годах были проведены реставрационные работы и на белорусской части Августовского канала.

В 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Лесная-Рудовка». В октябре 2008 года пограничные власти Польши и Белоруссии договорились о скорейшем открытии этого погранперехода также для пешеходов и велосипедистов.

В своё время Канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.

Ближайшие заезды для сборных групп

Предлагаем Вам ознакомиться с ближайшими сборными экскурсиями, посетив которые Вы сможете увидеть достопримечательности из выбранной Вами индивидуальной экскурсии

08:00 23-Марта Гродно — Лида — Коробчицы (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
09:00 05-Апреля Бобруйск — Красный Берег (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 06-Апреля Брест — Беловежская пуща (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
09:00 12-Апреля Бобруйск — Красный Берег (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 13-Апреля Брест — Беловежская пуща (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 13-Апреля Гродно — Лида — Коробчицы (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
09:00 19-Апреля Бобруйск — Красный Берег (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 20-Апреля Брест — Беловежская пуща (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа
09:00 26-Апреля Бобруйск — Красный Берег (выезд из Минска) Собирается группа
08:00 27-Апреля Брест — Беловежская пуща (2 дня) (выезд из Минска) Собирается группа

Как добраться до Августовского канала

Августовский канал находится совсем недалеко от Гродно, поэтому вначале нужно добраться до этого города.

До Гродно можно доехать на поезде из любого областного центра Беларуси, а также из Москвы и Санкт-Петербурга (расписание всех поездов в Гродно). Два раза в неделю летают самолеты из Калининграда.

Если вы добираетесь на своей машине из Минска, то выбирайте трассу М6. За 3,5 часа будете у западной границы Беларуси.

Канал находится в 35 километрах от Гродно. Полчаса на маршрутке — и вы у канала

На официальном сайте парка «Августовский канал» есть расписание общественного транспорта.

На автомобиле отправляйтесь по дороге H-6054 в сторону Сопоцкина. Так вы доедете прямо до шлюза «Домбровка», вокруг которого очень красивые пейзажи.

Важный момент: с 23 октября 2016 года Августовский канал стал безвизовой зоной. Правда, только на срок до 5 дней и только для туристов.

Перекусить негде, в туалет зайдет не каждый

По приезде на Домбровку мы решили проверить, что есть из развлечений. Однако были немного расстроены. Перекусить негде – рабочих точек общепита не оказалось. На территории мы обнаружили 2 туалета. Они представляют собой старые деревянные конструкции, зайти в которые неприятно из-за плохого запаха. Не каждый решится его посетить.

Из развлечений здесь: катание на теплоходе «Неман», прокат катамаранов, лодок и велосипедов.

Есть несколько беседок, которые можно арендовать. Но не все из них в пригодном состоянии.

Мы приезжаем сюда из Гродно из-за ковида каждые выходные. Зимой реже – опасаемся, что могут быть не расчищены дорожки. Но здесь негде даже воду купить. Стоят эти будки, а зачем? Не помним, чтобы что-то работало. То, что было сделано в предыдущие годы – сейчас практически разрушается. Это обидно. 10 лет назад, когда тут только все оборудовали, мы приезжали с детьми на пикник. Сейчас в эту беседку зайти невозможно – крыша преломилась, пол и скамейки прогнили. Такое запустение, к сожалению. Что-то поддерживается, но далеко не все. Места для отдыха, качели и развлечения для детей – все гниет. Процветает «шашлычно-спиртовой» отдых. Можно поставить какие-то горочки – ведь приезжают сюда и с малышами. Сюда нужно привлекать. Как-то все на «троечку». Но природа на все 20 баллов, – рассказала пара отдыхающих.

Услуги дорожают

Хотя официального открытия не было, люди небольшими компаниями приезжают на Августовский канал и отдыхают в беседках. Как пояснил Виктор Солома, проводить время на лоне природы в индивидуальном порядке не запрещается.

Кстати, расценки на некоторые местные услуги немного подорожали в этом году. Отдохнуть часок в беседке можно за 6 рублей (в прошлом году – 3-6), суточная аренда комнаты отдыха по-прежнему обойдется в 20 рублей на человека.

Сегодня «флотилию» Августовского канала составляют моторная лодка (получасовая аренда на трех человек – 15 рублей), 24 катамарана (час проката стоит на два рубля дороже прошлогодней расценки – 10 рублей) и 5 лодок (час катания – 8 рублей). 

Фрахт теплохода обойдется в 380 рублей. Это на 30 рублей дороже, чем в прошлом году. Билет на борт для индивидуальных туристов стоит 8 рублей. До сих пор в воздухе витает идея приобретения для Августовского канала дополнительно маломерного судна на 12 человек. 

Основной пункт проката расположится на шлюзе Домбровка. Две яхты и моторная лодка, которые принадлежат частным фирмам, отправятся со шлюзов Домбровка и Черток. Кроме этого, Августовский канал располагает десятью велосипедами, их часовой прокат обойдется в 5 рублей. 

Международные фестивали и праздники на канале

Августовский канал расположен на границе трех стран: Беларуси, Польши и Литвы. Каждый год тут проводится много интересных мероприятий и фестивалей. Именно это и привлекает в этот край туристов со всего мира.

Ежегодно, в мае, проходит праздник народного творчества «Августовский канал приглашает друзей», на котором можно познакомиться ближе с белорусской культурой, овладеть разными ремеслами, отведать блюда национальной кухни.

А в конце лета, вблизи шлюза Домбровка, проходит фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов», куда съезжаются самобытные фольклорные коллективы, музыканты, мастера, представляющие свое национальное искусство. В этом году ПРООН в Беларуси провела велопробег (Bike4SDGs) в партнерстве с 17-ым фестивалем народного творчества.

500 участников из более чем 20 стран мира присоединились к велопробегу в поддержку развития туризма, продвижения здорового образа жизни, популяризации «зелёной» мобильности, инклюзивного общества и партнерства.

Участники раскрыли для себя туристический потенциал Августовского канала, проехав 18,5 км на велосипедах и 6 км на байдарках вдоль живописных исторических мест уникального гидротехнического сооружения XIX века.

Все гости смогли не только укрепить здоровье, узнать много интересного об истории и культуре региона, но и провели большую часть дня без автомобиля, что благоприятно для окружающей среды.

Традиционно к велопробегу присоединились люди с инвалидностью. Благодаря этой инициативе ООН, на маршрут вышли более 20 велосипедистов-колясочников, многие из которых успешно пересекли финишную линию в деревне Радзивилки. Остановочные пункты были организованы на территории местных агроусадеб, где велосипедисты могли отдохнуть и насладиться красотой местных пейзажей.

Круизы

Начало водным прогулкам было положено в начале XX века, когда по каналу начали курсировать 2 колесных парохода. Эстафету приняли теплоходы «Ольга Соломонова», берущая на борт до 100 человек и «Неман», грузоподъемность которого вполовину меньше. Прогулка на большом теплоходе рассчитана на 1 день, за это время он проходит около 20 км., путешествие начинается от Гродно. Во время поездки можно в деталях рассмотреть мосты, шлюзы, дома смотрителей, станции обслуживания.

«Неман» арендуется для часовых прогулок, на нем часто проводятся экскурсии по каналу, сопровождаемые яркими и образными рассказами гидов о видах животных и птиц, тонком балансе, на котором держится равновесие экосистемы заказника «Гродненская пуща». Стоимость часовой прогулки около 70-80 руб.

Также туристы могут арендовать катамаран, водный велосипед, пройти по пешеходным маршрутам и отдохнуть в мини-гостинице. Самыми популярные водными маршрутами для байдарок, яхт и прогулочных катеров считаются:

  • Августовское колечко;
  • Неизвестная Европа;
  • Августовский канал – Беловежская пуща.

Они разные по протяженности, сложности и стоимости, но каждый из них дает уникальную возможность увидеть нетронутую природу, бережно сохраняемую для потомков.

За корпоративным отдыхом – на Августовский канал

Августовский канал очень популярен у корпоративных заказчиков, потому что сейчас очень ценится активный отдых. Светлана Екимова рассказала, что ее фирма «Дон Кихот» принимает корпоративы не только из Гродно, но и из других городов. Люди приезжают на автобусах и поездах. Если туристы из дальних областей – их здесь встречают и организовывают прием в Гродно с тематическими экскурсиями (обзорными и гастрономическими), питанием и проживанием. Проходят изобразительные и танцевальные мастер-классы.

И хоть Августовский канал как объект туризма развивается не первый год, некоторые недостатки в инфраструктуре еще есть. Однако, мы видим, что это не отталкивает отдыхающих.

Достопримечательности на Августовском канале и в его окрестностях

Сегодня на Гродненщине сохранилось множество памятников истории и архитектуры, особенно в окрестностях Августовского канала.

Интересно будет увидеть Домик смотрителя шлюза в стиле русский ампир, построенный в деревне Немново в 1830 году. А сам музей Августовского канала расположился в здании бывшей корчмы. Здесь можно  посмотреть старинные карты местности и схемы канала, рукописные документы, фотографии и предметы быта XIX века.

Для тех, кто не хочет ограничиваться только одним Августовской каналом, можно исследовать достопримечательности в окрестностях на машине или пешком. Маршрут можно начать со шлюза «Домбровка» и далее, через оборонительные сооружения линии Молотова (1939-1941) и агроусадьбу «Тартак», проследовать в городской поселок Сопоцкин, в котором будет интересно посмотреть костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича, а также увидеть усыпальницы князя Гурского и Дьяконской на старинном кладбище.

По дороге в Гродно можно заехать в дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск, который построен по проекту итальянца Джузеппе де Сакко.

Также стоит посетить красивейший усадебно-парковый комплекс Друцких-Гурских с водной системой XIX века и броваром в деревне Радзивилки.

Экскурсионные программы

Часто путешествие по каналу совмещается с посещением гродненских достопримечательностей. Выбор велик, зависит от личных предпочтений и наличия свободного времени

Тем, кто впервые приехал в город, стоит обратить внимание на:

  • соборы, храмы и синагогу, являющиеся архитектурными памятниками;
  • старинный музей-аптеку;
  • дворцово-парковый ансамбль Воловичей;
  • оборонительные сооружения Первой и Второй мировой войны;
  • домик смотрителя XIX века в стиле ампир;
  • музей Августовского канала.

Комплексные экскурсии проводятся в виде автобусных туров вдоль водной артерии. Они включают водную прогулку или последовательное посещение достопримечательностей Гродно, плавно переходящее в поездку по заповеднику, осмотр мостов, шлюзов и обслуживающих станций.

Места проживания

Длительные путешествия требуют комфортного отдыха. Его обеспечат агроусадьбы Аннета, Хата у Стаха, Августовский закуток. Гостиница Сопоцкин предлагает комфортабельные номера с живописными видами и хорошим питанием. Совместить отдых с прохождением оздоровительных процедур можно в санаторных комплексах Неман и Здоровье.

Домики лесхоза и смотрителя, переоборудованная для проживания бывшая школьная столовая с легкостью вмещают всех желающих.

Домики и беседки

Замечательным вариантом для отдыха на природе и наблюдения за птицами этого региона стала аренда навесов, беседок и домиков. Их на протяжении маршрута более 20. Они отличаются только степенью закрытости боковых сторон. Арендовать беседку можно за 8 руб., домик обойдется на 2 руб. дешевле. Рядом работают пункты проката, установлены мангалы.

География

Августовский канал находится в правом нижнем углу карты.

Канал использует послеледниковую депрессию и многочисленные долины в районе Мазурских озер , сформированные ледниковым периодом плейстоцена . Многие из окружающих холмов являются частями морен, а многие из озер — это озера с моренными дамбами . Он расположен в длинной естественной цепи Августовских озер и прилегающих рек. Качество ландшафта позволило идеально интегрировать канал с окружающей средой на его длине 101,20 км. Площадь водораздела канала на польской стороне границы составляет 74,25 км 2, а на белорусской стороне — 8,42 км 2, всего 82,67 км 2 .

Канал соединяет семь естественных озер с моренными дамбами: Нецко, Бяле, Студзеничне, Орле, Панево, Кшиве и Микашево; и 11 рек: Бебжа , Нетта , Чарна Ханьча, Клоновница, Пласка (Суха-Жечка, Сервянка), Микашувка, Перкуция, Шламица, Волкушанка, Осташанка и Неман. Естественные водные пути соединены между собой вырубками и гидравлическими установками с шлюзами и плотинами , в том числе путями вдоль берега канала и системой дорог, мостов и зданий. Резервуар воды, питающей канал, обеспечивается за пределами буферной зоны озерами Сайно, Сервы и Вигры , все в пределах охраняемой территории. Шесть исторических шлюзов — Пшевенж, Панево, Перкуч, Сосновек, Тартак и Кудринки — легко доступны по зеленой тропе, используемой туристами и велосипедистами.

В Святске работа кипит

Августовский канал хорош во все времена года. Здесь можно отдохнуть семьёй или компанией и провести время на природе вдали от людской суеты. Доедешь и на машине, и на автобусе. Для любителей покрутить педали организовали веломаршрут «Августвело» с парковками и местами для отдыха.

По пути на канал сворачиваем с основной магистрали на новую дорогу к дворцово-парковому комплексу Святск. Здесь продолжается реконструкция. На территорию комплекса вход и въезд запрещены. Однако прогуляться по аллее вековых деревьев у водоёма — пожалуйста. Оттуда видно, как кипит работа в Святске, как возводят бровар и конюшни. Видны обновлённые забор и въездные ворота, фасад дворца и оранжевая черепица.

Кстати, дороги к каналу наконец привели в порядок. Новый асфальт проложили от Святска до Немново через Василевичи, так что ездить комфортно.

На чем и за сколько можно поплавать

По словам заместителя генерального директора по эксплуатации Августовского канала Эдмунда Юткевича, в прошлом сезоне в зоне отдыха побывали 120 тысяч отдыхающих, а местный теплоход совершил 620 рейсов.

К этому сезону двигатель судна прошел капитальный ремонт. Теплоход будет курсировать ежедневно. Отдыхающим советуют бронировать места заранее.

  • телефон для записи +375 (33) 370−44−22
  • цена билета 8 рублей

Часовой фрахт всего судна обойдется в 350 рублей, это на 50 рублей дороже, чем в прошлом сезоне.

На чем еще можно поплавать:

  • моторная лодка (получасовая аренда на трех человек — 15 рублей),
  • 24 катамарана (час проката стоит 8 рублей),
  • 5 лодок (час катания — 8 рублей).

Основной пункт проката традиционно расположится на шлюзе Домбровка. Две яхты и моторная лодка, которые принадлежат частным фирмам, отправятся со шлюзов Домбровка и Черток.

История канала

Один из крупнейших европейских каналов появился в XIX веке, и на тот момент представлял торжество передовых технологий. Он соединил Неман и Вислу, начинаясь от Августова и почти доходя до Гродно. Для него было проложено 45 км. искусственного русла. Полная протяженность составляет 102 км. Средняя глубина русла составляет 2 м. Основная часть шлюзов и самого водного пути пролегает по территории Польши.

Августовский канал на карте Белоруссии идет в сторону Гродно, его протяженность не превышает 22 км. Через несколько лет наступит юбилей, в 2024 году исполнится ровно 200 лет с момента, когда было начато строительство. Оно длилось 15 лет, авторство проекта принадлежало Игнатию Протзинскому. После высочайшего одобрения императора Александра I на строительстве задействовали 7 тыс. рабочих. Уникальность канала в его рукотворном русле. Система включает:

  • 25 плотин;
  • 14 мостов;
  • 18 шлюзов;
  • 24 технических станции.

Стоимость сооружения превысила 1,5 млн. Пор нему сплавляли древесину, товары для экспорта. Августовский канал в Гродно быстро потерял транспортную ценность после начала развития железнодорожного сообщения. Гораздо выгоднее и безопаснее стало переправлять грузы по суше во вместительных вагонах. После этого началось развитие туристического направления.

Удивительные в своей первозданной красоте места, обилие птиц и животных, включая редкие виды, создало устойчивый интерес к путешествиям по каналу, пешеходным тропам вдоль его берега.

Начало туризма

Первые маршруты открылись в 1909 году, позже пешие прогулки сменились более удобными конными. Первая мировая война пощадила Августовский канал, повреждения были незначительными. После реставрации сооружений туризм стал развиваться с удвоенной силой. Прогулки по берегу дополнились круизами на колесных пароходах, открылись яхт-клубы, начали осваивать русло байдарки. Описание Августовского канала в Беларуси внесли в туристический путеводитель.

Вторая мировая война принесла огромные разрушения, по берегу проходила линия сопротивления, с того времени остались фрагменты дотов и окопов. Большинство гидротехнических сооружений пришлось восстанавливать из руин. В 2004 году Августовский канал был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Обновление канала

По решению правительства Белоруссии была начата масштабная реставрация. В рамках работ очистили русло, убрали или укрепили обрушившиеся участки берега, восстановили часть мостов, переоборудовали шлюзы. Разводные мостики и информационные таблички обновили, сохранив первоначальны вид. Открыли сезонный пункт пропуска для байдарок и пеших маршрутов.

Это интересно: Фотографии Беларуси: рассмотрим досконально

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector