Аппиева дорога в риме: история создания и описание
Содержание:
Маршрут
Первым населенным пунктом за границей Аврелиановой стены (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио — Террачина (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) — промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.
Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!
Описание
Удивление качеству строительства дороги не уменьшается и сейчас. На ней нет бед современных дорог в виде ям, выбоин, трещин. Гладкие, ровные плиты восхищают своей упорядоченностью, силой, вечностью. Древние секреты технологии заключались в выполнении следующих этапов строительства:
- Проведение геодезических измерений, расчётов, тщательной размётки, очистка территории от кустарника, деревьев, мешающих возвышенностей, углублений. Дороги Римлян отличаются прямым направлением на максимально возможном пути. Они редко проходят по болотам, непроходимым местам. Путь через все природные преграды в виде рек, горных ущелий проходил по каменным мостам. Некоторые сохранились и сейчас.
- Создание специальных углублений в форме длинной траншеи. На дно укладывались каменные плиты из вулканического материала. Их закрывали слоем щебня, гальки и специальным известковым раствором. Боковые стороны траншеи укреплялись вертикальными каменными плитами.
- Укладка мостовой. После уплотнения подстилки новые каменные плиты с особой аккуратностью укладывались на дороге. Существует легенда, по которой Аппий проверял качество подгонки плит своим кинжалом. Если он проходил между плитами, булыжным материалом, участок дороги переделывали.
- Благодаря толщине дороги, она всегда находилась выше уровня земли окружающей местности. Вода легко стекала с неё, не образуя луж на поверхности.
Вдоль всей Аппиевой дороги строились удобные указатели, используемые путешественниками. К ним относятся следующие элементы инфраструктуры дороги:
- Своеобразная разметка в виде римской мили (1478 м). На конкретном расстоянии устанавливались столбы с табличками, указывающими время правления императоров, другие важные даты страны, путь до ближайшего поселения. Сейчас сохранился мильный камень первой мили с датой окончания строительства дороги. Кстати, метки выполнялись в виде цилиндрических колонн с высотой 4 м, толщиной 80 см в диаметре, весом свыше 2 тонн. Их крепили на мощных кубических основаниях, закреплённых в грунте.
- Станции для смены лошадей, ночлега, отдыха располагались каждые 15 км. При этом на три простых станции приходилась одна с возможностью ночлега. Для отличия их красили в красный оттенок. Здесь были удобные конюшни, кузнеца, постоялый двор, харчевня. Часто рядом со станциями вырастал новый город. Законы гостеприимного населения позволяли путешественникам селиться в домах местных жителей. Вдоль дороги были обустроены специальные амбары, склады для хранения продовольствия, поставляемого в Рим.
- Организация почтовой, курьерской, охранной службы. Налаженная система сообщения позволяла доставить требуемые письма в любой уголок империи. Курьеры могли проезжать за день расстояние в 75 км. Возможности других дорог тогда не превышали 45 км пути ежедневного передвижения. Для быстрой доставки использовалась верховая езда на лошади. При этом курьер должен был носить отличительный головной убор. При поездке на специальной колеснице почта находилась в коробе. Служба курьером в тот период характеризовалась опасностью нападения разбойников. Чтобы предотвратить подобное злодеяние римляне вдоль дороги строили военные, оборонительные сооружения. Часто они превращались в крепости, а несущие в них службу воины, занимались ремонтом, обслуживанием дороги.
- Создание культовых мест, священных памятников вдоль дороги связано с законом, согласно которого по периметру городской черты запрещали хоронить умерших. Вдоль дороги возникли колумбарии, величественные гробницы, некрополи, храмы, мавзолеи. Их основной целью являлось прославление великих личностей империи, победу войск, формирование духовной подпитки путников. Они имели возможность помолиться богу торговли Меркурию, Диане защищающей дороги, другим богам. Сейчас многие из них относятся к древним достопримечательностям Италии, принимающих огромное количество туристов из разных стран. На одной (колонне Трояна) можно увидеть изображение строительства знаменитой Аппиевой дороги.
Катакомбы Святого Каллиста
Одни из самых крупных христианских захоронений Рима — катакомбы Святого Каллиста — использовались в качестве городского кладбища во II-IV веках. Катакомбы представляют собой подземный комплекс небольших фунеральных помещений и галерей, располагающихся на четырех уровнях.
Общее число захоронений, обнаруженных на сегодняшний день, составляет порядка 500 тысяч. Катакомбы Сятого Каллиста открыты для посетителей, однако осмотреть их можно только в составе группы и в сопровождении гида.
Билет в катакомбы с гидом +проездной на весь день +туристический автобус Hop-on-hop-off 24 часа
Основные достопримечательности
Via Appia Antica в 4,1 км к юго-востоку от Порта Аппиа ( Порта Сан-Себастьяно ), ворот Стены Аврелиана
Via Appia antica
После падения Западной Римской империи дорога вышла из строя; Папа Пий VI приказал его отреставрировать. Новый Аппиева дорога была построена параллельно со старой в 1784 году до района Альбанских холмов. Новая дорога — это Виа Аппиа Нуова («Новый Аппиевой путь») в отличие от старого участка, ныне известного как Виа Аппиа Антика . Старый Аппиевой путь недалеко от Рима теперь является бесплатной туристической достопримечательностью. Он был тщательно отреставрирован к празднованию тысячелетия и великого юбилея Рима . Первые 5 километров (3 мили) по-прежнему интенсивно используются автомобилями, автобусами и туристическими автобусами, но с тех пор движение стало очень слабым, и руины можно исследовать пешком в относительной безопасности. Церковь Domine Quo Vadis находится во второй миле от дороги. Вдоль или недалеко от части дороги, ближайшей к Риму, есть три катакомбы римского и раннехристианского происхождения и одна еврейского происхождения .
Строительство кольцевой дороги Рима, Grande Raccordo Anulare или GRA, в 1951 году привело к тому, что Аппиева дорога была разрезана надвое. Недавние улучшения в GRA исправили это за счет строительства туннеля под Аппиа, так что теперь можно идти пешком по Аппие около 16 км (10 миль) от его начала возле Термы Каракаллы .
Многие участки первоначальной дороги за пределами Рима сохранились, а некоторые сейчас используются автомобилями (например, в районе Веллетри ). Дорога вдохновляет последнее движение Респиги «s Пини ди Рома . По сей день Виа Аппиа является самым длинным участком прямой дороги в Европе общей протяженностью 62 км (39 миль).
С 1-й по 4-ю милю
- Порта Аппиа ( Porta San Sebastiano ), ворота Стены Аврелиана
- Церковь Domine Quo Vadis
- Могила Присциллы
- Катакомбы Калликста
- Гипогей Вибии
- Сан-Себастьяно фуори-ле-мура
- Еврейские катакомбы Винья Ранданини
- Цирк Максенция
- Могила Цецилии Метеллы
- Римские бани Капо-ди-Бове
- Могила Илара Фускуса
5-я миля
Мавзолей Куриази был построен между концом республики и началом империи.
- Мавзолей Orazi и Curiazi
- Вилла деи Квинтили с нимфеем , театром и банями
- Мавзолей Казаль Ротондо
Торре Селче, башня XII века, построенная на месте гораздо более старого мавзолея.
6-я миля и дальше
- Гробница Минусия
- Торре Селче
- Храм Геркулеса
- Берреттия ди Прете (гробница, а позже церковь)
- Мавзолей Галлиена
- Tres Tabernae
- Вилла Публия Клодия Пульхера (на вилле Санта-Катерина, принадлежащей Папскому Североамериканскому колледжу), 14-я миля
- Вилла Помпея
Римские мосты вдоль дороги
Вдоль дороги находятся остатки нескольких римских мостов, в том числе Понте ди Тре Понти, Понте ди Винья Капоччо, Виадотта ди Валле Аричча, Понте Альто и Понте Антико.
Памятные места и туристические достопримечательности
Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, экскурсионные программы отличаются просто невероятным разнообразием. Туристическая Италия предлагает вам посетить гробницы, церкви, виллы разных исторических периодов, средневековые башни, укрепления, христианские и иудейские катакомбы, другие интересные постройки давно минувших времен.
Погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи, колумбарии, катакомбы) вдоль этой дороги стали появляться буквально сразу после ее прокладки. Поскольку на городской территории согласно существующим тогда в Риме законам хоронить не полагалось, эти места считались наиболее престижными для захоронения. Одним из наиболее внушительных подобных сооружений в окрестностях Рима принято считать Мавзолей Цецилии Метеллы, относящийся к 50 г. до н. э. Большой интерес среди захоронений различных видов вызывают также гробница Сципионов, катакомбы Домициллы, святого Себастьяна, святого Каллиста, гробница Марка Сервилия, мавзолей Ромула, колумбарий Помпония Хила и многие другие, поскольку количество их здесь более чем внушительно.
Среди многочисленных загородных вилл, построенных у этой дороги римскими аристократами, выделяются виллы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.
Гробница сыновей Секста Помпея
Обязательный пункт остановки многих экскурсионных программ – церковь Домине-Кво-Вадис. Это название соответствует ст.-слав. «Камо грядеши, Господи?» (Куда ты идешь, Господи?) и используется намного чаще, чем официальное название церкви Санта-Мария-ин-Пальмис. Причиной тому легенда, согласно которой церковь построена на том самом месте, где бежавший из римской тюрьмы апостол Петр встретил Христа. Задав ему вышеупомянутый вопрос, он получил ответ: «Туда, где вновь буду распят». После чего, устыдившись своей слабости, Петр сам вернулся в покинутый им Рим для принятия мученической смерти. Главная достопримечательность этой церкви – древний камень с отпечатками ног, принадлежащими, согласно легенде, самому Иисусу Христу.
Печальной известности дороге Аппия добавляет и тот факт, что после того, как было жестоко подавлено восстание Спартака (71 г. до н. э.), вдоль нее были распяты 6 с лишним тысяч плененных восставших рабов.
Перечисляя достопримечательности Аппиевой дороги, стоит также упомянуть развалины средневековых крепостей и укреплений, базилику святого Себастьяна, цирк Максенция, колонны Геркулеса и Пия IX, Героический рельеф, башню Капо ди Бове, Базальтовую башню, парк акведуков – эти и многие десятки других древних сооружений выстроились в ряд на протяжении всего пути, ведущего от Рима до Бриндизи.
Гробница Рабириев
Со сменой столетий многие из этих античных и средневековых сооружений достраивались, превращались в крепости или напротив – разрушались или разбирались на стройматериалы. И все-таки весьма значительная их часть сумела устоять до настоящего времени и продолжает напоминать искателям новых впечатлений о былом величии Римской империи и ее богатейшей истории.
История
Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.
Этапы строительства
В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.
В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).
Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.
В искусстве
Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор — русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.
Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».
Долина Каффарелла
Долина Каффарелла — это большой парк, граничащий с северной стороны Via Latina и на юге у Аппиева дорога. Он простирается вдоль Стена Аврелиана до Виа-дель-Алмон и содержит несколько объектов, представляющих археологический интерес, а также действующую ферму, имеющую значительную экологическую ценность, с 78 видами птиц и фауны. В римские времена большую часть территории занимало большое поместье, известное как Triopius. Герод Аттикус был грек, который стал римским сенатором и женился на Анния Регилла он приобрел землю под имение. С того времени датируются два руина в парке: гробница Аннии Регилла и Нимфеум из Эгерия.
Происхождение
Порта Сан-Себастьяно — это ворота Аппиа в стенах Аврелиана .
Потребность в дорогах
Аппиева дорога была римской дорогой, которая использовалась в качестве основного маршрута для военных поставок с момента ее строительства для этой цели в 312 году до нашей эры.
Аппиева дорога была первой длинной дорогой, построенной специально для перевозки войск за пределы меньшего региона Большого Рима (это было важно для римлян). Несколько дорог за пределами раннего города были этрусскими и вели в основном в Этрурию
К концу республики римляне распространились по большей части Италии и были мастерами дорожного строительства. Их дороги начинались в Риме, где находился главный маршрут , или список пунктов назначения вдоль дорог, и простирались до границ их владений — отсюда и выражение « Все дороги ведут в Рим ».
Самнитские войны
Римляне были близки к жителям Кампании , которые, как и они сами, прослеживали свое происхождение до этрусков . В самнитских войнах были спровоцированы самнитами , когда Рим попытался союзник с городом Капу в Кампании. В италийских динамиках в Лациуме уже давно покорили и встраиваются в римское государство. Они несли ответственность за преобразование Рима из преимущественно этрусского государства в преимущественно италийское.
Плотное население суверенных самнитов оставалось в горах к северу от Капуи, что к северу от греческого города Неаполис . Около 343 г. до н.э. Рим и Капуя попытались заключить союз. Самниты ответили военной силой.
Барьер Понтийских болот
Гробница Присциллы
Могильный памятник Гаю Рабириусу Постуму Хермодору, Люсии Рабирии Демарис и Усии Приме, жрице Исиды вдоль Аппиевой дороги, недалеко от Quarto Miglio
Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура , расположенный в катакомбах Сан-Себастьяно
Между Капуей и Римом лежали Понтийские болота ( Pomptinae paludes ), болото, зараженное малярией . Извилистая прибрежная дорога, извивающаяся между Остией в устье Тибра и Неаполем . Via Latina последовал его древний и едва ли более доступный путь вдоль предгорий Monti Laziali и Monti Lepini , которые видны возвышающиеся над бывшим болотом.
Во время Первой самнитской войны (343–341 до н. Э.) Римляне обнаружили, что они не могут поддерживать или пополнять войска в полевых условиях против самнитов через болота. Восстание Латинской лиги еще больше истощило их ресурсы. Они отказались от попытки союза и договорились с Самниумом .
Колонизация на юго-восток
Римляне только выжидали своего часа, пока искали решение. Первым ответом была колония , «выращивание» поселенцев из Рима, которые будут поддерживать постоянную базу операций. Второй самнит война (327-304 до н.э.) вспыхнула , когда Рим попытался поместить колонию в Cales в 334 г. до н.э. , и снова Fregellae в 328 г. до н.э. на другой стороне болота. Самнитов, теперь главная власть после победы над греками из Тарента , занятых Neapolis , чтобы попытаться обеспечить его лояльность. Неаполитанцы обратились к Риму, который послал армию и изгнал самнитов из Неаполя.
Начало работ Аппия Клавдия
В 312 г. до н.э. Аппий Клавдий Цек стал цензором в Риме. Он был из рода Клавдия , патриция, происходившая от сабинян, захваченных в раннеримское государство. Ему было дано имя предка-основателя рода Аппий Клавдий (Аттус Клаус на сабинском). Он был народником , т. Е. Защитником простых людей. Человек с внутренней проницательностью, в годы успеха он, как говорили, потерял внешнее зрение и поэтому получил имя caecus , «слепой».
Не дожидаясь, пока Сенат ему скажет, что делать , Аппий Клавдий начал смелые общественные работы по решению проблемы снабжения. Акведук ( Aqua Appia ) обеспечивал водоснабжение города Рима. Безусловно, самым известным проектом была дорога, которая пролегала через Понтийские болота к побережью к северо-западу от Неаполя , где она поворачивала на север, в Капую. По нему любое количество свежих войск могло быть переброшено на театр военных действий, а припасы могли быть в массовом порядке переброшены на римские базы без помех со стороны врага или местности. Неудивительно, что после своего пребывания на посту цензора Аппий Клавдий дважды становился консулом , впоследствии занимал другие должности и был уважаемым советником государства даже в последние годы своей жизни.
Успех дороги
Дорога достигла своей цели. Исход Второй самнитской войны был наконец благоприятен для Рима. В серии ударов римляне изменили свою судьбу, приведя Этрурию к столу в 311 г. до н.э., в самый год их восстания, и Самнию в 304 г. до н.э. Дорога была главным фактором, позволившим им с достаточной скоростью сосредоточить свои силы и обеспечить их достаточное снабжение, после чего они стали грозным противником.
Особенности дороги, построенной Аппием
Несмотря на более чем солидный возраст Аппиевой дороги, к настоящему времени сохранилась весьма существенная часть ее покрытия. Она продолжала весьма интенсивно использоваться вплоть до VI в. н.э. и даже в наше время вполне еще пригодна к эксплуатации. Возможно, потому, что ответственный за ее строительство патриций Аппий Клавдий не только хорошо знал свое дело, но весьма ответственно подходил к его выполнению. Городу нужна была надежная дорога, способная выдержать нагрузки военного времени, и он ее получил.
Гробница Цецилии Метеллы и крепость семьи Каэтани
Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, булыжников, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Согласно легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему удавалось это сделать, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. Благодаря этому дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. Более того, в средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.
Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной путникам информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена эта дорога, рядом с ней строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некоторое подобие тротуара, кое-где установлены скамейки для отдыха путников. Ее ширина составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, сегодня – двум машинам.
Церковь Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове
История Аппиевой дороги
В первой четверти IV века до нашей эры Рим являлся важным политическим и торговым центром Италии. В ходе многочисленных военных кампаний римляне подчиняли себе новые территории и обретали союзников, укрепляя свое положение на Апеннинах и налаживая торгово-экономические и политические отношения. Город рос и развивался. Одной из самых масштабных строек этого периода, а также важнейшим военно-стратегическим решением, стала прокладка новой магистрали, соединившей Рим с южным городом Капуа. Строительство дороги началось в 312 году до н.э. по приказу Аппия Клавдия Цека, влиятельного государственного деятеля и военачальника, и была названа в последующем его именем — Аппиева.
Аппий Клавдий Цек (ок. 350—273 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель, военачальник, реформатор. Считается основателем судопроизводства. Благодаря Аппию Клавдию Цеку в Риме появился первый акведук и была проложена стратегически важная магистраль в древнем мире — Аппиевая дорога.
Одна из самых древних дорог Рима, в связи с постоянными войнами, строилась в несколько этапов. Первый участок магистрали, соединивший столицу республики с городом Капуа (провинция Казерта, Кампания), был построен для решения военных задач. Исследователи предполагают, что сама дорога здесь существовала и ранее, а Аппий Цек лишь придал ей должный вид, вымостив камнем.
Строительство римских дорог
Веком позже был проложен следующий отрезок Аппиевой дороги — от Капуи до Беневенто (провинция Бенвенто, Кампания), а к началу II века до н.э. магистраль достигла Брундизии (совр. Бриндизи, Апулия). Это поспособствовало развитию торговли с восточными странами.
На протяжении многих веков вдоль Аппиевой дороги зажиточные граждане строили фамильные склепы. Некоторые из них с течением времени расширялись, превратившись в итоге в обширные городские кладбища — катакомбы. Вдоль дороги устанавливали многочисленные памятники и монументальные гробницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Свою роль одна из главных магистралей древнего мира выполняла вплоть до VI века, после чего ее торгово-военное значение постепенно сходило на нет. Улицу Аппиа все чаще стали использовать паломники, следовавшие в Рим с целью поклонения реликвиям и мощам святых, захороненных в христианских катакомбах на обочине дороги.
Аппиева дорога. Артур Джон Стратт (1858 г.)
В средние века, когда бòльшая часть территории у Аппиевой дороги принадлежала Святому Престолу, многие фунеральные монументы были разобраны и использованы в качестве строительного материала для возведения новых сооружений. В XI веке некоторые земельные участки перешли в собственность представителям знати.
После строительства новой Апиевой дороги (via Appia Nuova) во второй половине XVII века старую начали называть Аппия Антика (via Appia Antica).
В литературе
Талеб Нассим Николас (рожд. 1960)
«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.): «В конце 2004 года я участвовал в конференции, посвященной эстетике и науке. Она проходила в Риме. Лучшего места для подобной акции не придумаешь, здесь эстетика разлита в воздухе и проникает во все – вплоть до поведения людей и звучания голосов.»
Андерсен Х. К.
Правдивая история моей жизни (1846 г.) (The True Story of My Life, by Hans Christian Andersen)
Когда я в первый раз путешествовал по Италии, я не замечал скульптур; В Париже, восхитительные картины отвлекли меня от скульптур; впервые, когда я прибыл во Флоренцию с стоял перед Венерой Медицейской, я понял восклицание Товардсена «снег стаял с моих глаз» и новый мир искусства предстал передо мной. И теперь, в мой третий приезд в Рим, после прогулок по Ватикану, я ценю скульптуру гораздо выше, чем живопись. Именно здесь, и в какой-то степени в Неаполе, это искусство так прекрасно входит в жизнь. Каждый полностью поглощаются им, каждый учится восхищаться естеством в скульптуре, красота форм становится духовной. (The first time I travelled to Italy I had no eyes for sculpture; in Paris the rich pictures drew me away from the statues; for the first time when I came to Florence and stood before the Venus de Medicis, I felt as Thorwaldsen expressed, «the snow melted away from my eyes;» and a new world of art rose before me. And now at my third sojourn in Rome, after repeated wanderings through the Vatican, I prize the statues far higher than the paintings. But at what other places as at Rome, and to some degree in Naples, does this art step forth so grandly into life! One is carried away by it, one learns to admire nature in the work of art, the beauty of form becomes spiritual.)
Всегда нужно любить Рим; он как увлекательная книга, каждый всегда найдет здесь удивительное и каждый живет здесь в мечтах и в реальности (one always must love Rome; it is like a story book, one is always discovering new wonders, and one lives in imagination and reality).
1Рим
Аппиева дорога была проложена в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Она шла из Рима в Капую, позднее, во II веке до н. э., была проведена до Брундизия. Аппиева дорога была самой значимой из античных общественных дорог Рима. Уже в древности она называлась «царицей дорог» — regina viarum.
Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия
Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.
Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.
Мильный столб
Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.
Могила Цецилии Метеллы
Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.
Порта Аппия
Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.