Алтайцы
Содержание:
Тубалары
Один из малых алтайских эпосов, проживающий компактно в Чойском и Турочакском районах, по берегам Бии, Большой и Малой Иши, Пыжа, Уймень, Сары-Кокша и Кара-Кокша. Сами представители народа именуют себя «туба кижи», «йыш кижи», или «тубалар».
Среди тубаларов в свое время хорошо поработали православные миссионеры, и среди этого народа большинство верующих являются православными христианами. В отдаленных селах местные жители придерживаются мнения шаманов и проводят языческие обряды.
Тубалары издавна занимаются коллективной таежной охотой. Именно поэтому они всегда почитают духа покровителя и помощника в охоте Шаныр, они считали, что он живет в глухой тайге, передвигается на диком марале, имеет посох из желтой акации. За пренебрежительное отношение к себе он мог наказать охотника, наслав на него болезни и защитив от него зверей.
Жилище тубаларов представляет собой квадратный, шести и восьмиугольный деревянный из толстых бревен аил. Он имеет крышу в виде конического, состоящего из жердей шалаша. Покрывали аил чаще всего берестой, корой и дерном. Традиционные поселения исторически и сегодня состоят из 3-5 аилов.
Издавна тубалары занимаются мотыжным земледелием, выращивают в основном ячмень, из древности главным приемом молотьбы ячменя у них было обжигание колосьев злака на открытом огне. Разводят коров и лошадей, из кислого молока издавна изготовляли продымленные над очагом сырки и молочную слабоалкогольную водку (араку).
Тубалары искусно удят рыбу, занимаются кедровым промыслом, бортничеством, сбором трав и кореньев, ягод и дикой конопли для изготовления холста, добывали руду и плавили железо, ковали его. Испокон веков тубалары, как все кочевники, хорошо выделываю кожу, изготовляют домашнюю утварь и посуду из дерева и бересты, ткали холсты.
Важнейшим социальным институтом, определяющим уклад жизни тубаларов, является патрилинейные рода (сеоки), внутри рода решались все важные и значимые вопросы организации жизни. Внутриродовые браки у тубаларов запрещены, не допускается в небольшой этнической общности кровосмешение.
Календарные обряды и праздники
Как и другие народы мира, жители Алтая празднуют Новый год и другие праздники, связанные с календарным циклом.
Встреча Нового года здесь носит название «Чага байрам». Календарный день празднования ежегодно изменяется и зависит от фазы Луны. Праздник проводится в дни новолуния в месяце «чаган», обычно дата приходится на февраль. Новый год встречают с обильным угощением, ходят в гости, желают всем благополучия и здоровья. На восходе солнца проводят обряд «сан-салар»: зажигают огонь, производят его кормление, произносят добрые пожелания местности, Алтаю, солнцу, луне.
Есть праздники у алтайцев, посвященные и остальным порам года:
- Дьилгайак — праздник весны, проводящийся в районе весеннего равноденствия;
- Дьажыл Бyр — праздник зеленой листвы, проводящийся в начале лета;
- Сары бyр — праздник желтой листвы, отмечающийся примерно в конце сентября.
Кроме этих праздников, считающихся общенациональными, каждая семья проводит свои обряды поклонения алтайской земле.
Поклонение огню
Одним из главных объектов почитания у жителей Алтая является огонь. С его помощью проводятся обряды очищения, благословения: пламя дает стабильность, здоровье, хранит от невзгод. Обычно огню приносят жертву в виде кусочков еды. В костер нельзя бросать мусор, его нельзя осквернять плохими словами. Все ритуалы и обряды здесь начинают с поклонения огню.
Почитание духов природы
Природу алтайцы считают живой. Многие ее объекты и явления имеют духов-хозяев. Считается, что для получения благосклонности и содействия духов необходимо совершать обряды. На перевалах обычно совершают ритуал для получения благополучия в дороге, на целебных источниках — на исцеление. Желания напрямую не загадываются, в первую очередь, воздается хвала и благодарность местности. Ответная реакция и помощь духов подразумевается как нечто само собой разумеющееся.
Часто обряды выглядят как привязывание ленточек. Обычно выбирают ленты белого, желтого или светло-синего цвета. Чаще всего их привязывают на веточки лиственных деревьев. К еловым деревьям ленты привязывать нельзя.
В некоторых случаях, по мнению алтайцев, ленточку привязывать обязательно:
- в случае дальней поездки;
- если человек впервые появляется в новой местности;
- при переходе через большую реку.
При отсутствии заготовки ленты считалось возможным привязать несколько волосинок от гривы лошади, если и их нет — просто мысленно поздороваться с местностью, выразить ей свое почтение и оставить кусочки пищи или несколько сорванных травинок.
8-летний мальчик-инвалид из Кирова побил мировой рекорд
8-летний мальчик по имени Влад Черепанов прикован к инвалидному креслу. Однако, несмотря на ограниченные возможности здоровья, он смог стать абсолютным рекордсменом в народном жиме. В данном виде спорта штанга весит в два раза меньше веса самого атлета. Так, 9 августа в детском центре «Артек» Влад установил рекорд Гиннесса. Он поднял штангу 701 раз и эт…
История
Алтайцы по Гуркин (1907).
Недавние лингвистические, генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что самые ранние тюркские народы произошли от сельскохозяйственных общин Северо-Восточного Китая, которые перебрались на запад в Монголию в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, где они приняли пасторальный образ жизни. К началу I тысячелетия до нашей эры эти народы превратились в конных кочевников . В последующие века, степные население Средней Азии , по всей видимости, были постепенно заменены и тюркизировавший по Восточной Азии кочевых тюрков, перемещаясь из Монголии.
В регионе, где сегодня проживает алтайский народ, существовали разнородные этнические поселения в эпоху бронзы и железа. Начиная с пятого века до нашей эры и позже тюркские народы поселились в этом районе и вскоре начали сливаться с предшествующим населением. Область была тогда завоевана или стала в сфере влияния хунны , на Rouran каганате , в тюркском Khanganate , в уйгурской империи и Енисейские кыргызы . В эти периоды времени местные жители региона стали тюркизироваться в культурном и языковом отношении.
Согласно одному исследованию, проведенному в 2016 году, алтайцы, а именно некоторые южные алтайцы, ассимилировали местных енисейских народов, которые были тесно связаны с палеоэскимосскими группами.
С тринадцатого по восемнадцатый век в алтайском народе политически и культурно доминировали монголы. Происхождение южных алтайцев в этот период прослеживается в результате смешения кипчакских и монгольских племен. Между тем северные алтайцы возникли в результате слияния тюркских племен с самоедами , кетами и другими сибирскими группами.
В XVI веке алтайцы были захвачены четырьмя ойратами западных монголов. Монголы называли их « Теленгид » или « Теленгидский аймак » в период правления династии Северный Юань с регионом, известным как провинция Теленгид. После падения Зунгхарского ханства в 18 веке алтайцы были порабощены династией Цин , которая называла их Алтан Нуур Уриянгхай . Но алтайцы не имеют генетического родства с урянхаями, которые являются отдельной соседней этнической группой ойратских монголов в Монголии .
С русскими Алтай соприкоснулся в 18 веке. В царские времена Алтай был известен как ойрот или ойрот (это название означает ойрат и впоследствии будет принято в Ойротской автономной области ). Алтай сообщают, что многие из них пристрастились к русской водке , которую они назвали «огненной водой».
Что касается религии, некоторые алтайцы остаются шаманистами, а другие (тенденция, начавшаяся с середины XIX века) обратились в Русскую православную церковь . Алтайская миссия была разработана при преподобном Макарии Глухареве († 1847), известном как «Апостол Алтая». В 1904 году среди этих людей возникло религиозное движение под названием Ак Джанг или бурханизм .
До 1917 года считалось, что на Алтае проживает множество различных этнических групп.
С началом революции 1917 года Алтай попытался сделать свой регион отдельной бурханской республикой под названием Ойрот. Их поддержка меньшевиков во время Гражданской войны привела к краху предприятия после победы большевиков и более позднего восхождения Иосифа Сталина . В 1940 — х годах, во время Второй мировой войны , и когда он направлял многочисленные чистки, его правительство обвинило Алтай быть про- японски . Слово «ойрот» было объявлено контрреволюционным . К 1950 году политика и развитие в этой области привели к значительной миграции русских в эту республику, уменьшив долю Алтая в общей численности населения с 50% до 20%. В начале 21 века этнические алтайцы составляют около 31% населения Республики Алтай.
Сегодня особые интересы алтайцев формулирует и отстаивает Ассоциация северных этносов Алтая.
Традиционные поселения и жилища
Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие посёлки, как правило, в долинах рек.
Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решётчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. У челканцев и тубаларов жилище айлу (чайлу) представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тёсом, которые получили распространение во второй половине XIX в.
Изменения в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью. У местных богачей появились даже срубные двухэтажные дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилыми постройками, таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.
Вера алтайцев
Традиционной религией алтайцев был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII—XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в кон. XIX в. на Алтае оформилось религиозное-национальное движение бурханизм), а в середине XIX века — христианство. Существовал лунный календарь, в котором месяцы названы по фенологическим или хозяйственным признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.
Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость.Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и другие. Новокрещеным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 все алтайцы причислены к оседлым жителям. В 90-х 72,9% алтайцы проживали в селах, основное занятие — отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.
Численность
Основная масса коренных алтайцев проживает в РФ (67-79 тыс. человек) и незначительное количество в Казахстане (220-680 чел). Среди российских городов этот народ встречается:
- Республика Алтай (62 — 70 тыс);
- Алтайский край (1,8 — 3,1 тыс);
- Кемерово (530 чел — 3,3 тыс);
- Новосибирск (350 чел).
Среди диаспор небольшое количество представителей народа есть в таких странах (из данных последних переписей населений):
- Узбекистан (190 чел);
- Киргизия (115 чел);
- Таджикистан (60 чел);
- Украина (40 чел);
- Белоруссия (30 чел);
- Туркмения и Грузия (по 25 чел);
- Молдавия и Литва (по 20 чел);
- Азербайджан (15 чел);
- Латвия, Эстония, Армения (единичные случаи).
Жилище, одежда, пища алтайцев
Южные алтайцы жили в войлочной конической юрте, крытой корой лиственницы или срубной многоугольной юрте. Основным средством передвижения алтайцев была верховая лошадь. Традиционной одеждой алтайцев были холщовые длинные рубахи и штаны, сверху надевали суконный халат, длинные овчинные шубы, меховые шапки, у женщин платки. Летом носили кожаные сапоги, зимой – меховые с кожаными или холщовыми голенищами. Замужние женщины поверх одежды носили чегедек – длиннополую безрукавку. Уже в XIX в. одежда алтайцев почти ничем не отличалась от одежды русского населения.
Основу рациона северных алтайцев составляла баранина, свежая и вяленая рыба. Кумандинцы и челканцы ели толкушку из рыбы с крупой. Употреблялись мясные и молочные каши, талкан (мука из поджаренного ячменя), дикоросы, в первую очередь кедровые орехи, съедобные корни и стебли растений, грибов почти не собирали. Основу рациона южных алтайцев составляла конина, кислое кобылье и коровье молоко, масло, твердый копченый или сушеный сыр (курут), пресный сыр (пыштак), суп из конины и ячневой крупы (талкан), а также дикоросы.
Традиционное жилище северных алтайцев – коническая юрта, землянка с бревенчатыми или обшитыми досками стенами, иногда покрытыми слоем земли, с двускатной крышей, глинобитным очагом. Иногда жилище имело вид полуземлянки со срубной надземной частью.
Как одевались скифские воины?
Воины считали красивым то,что гарантирует победу и выживание: что-то быстрое,сильное,стремительное. Поэтому на одежду и оружие скифских воинов наносили изображения в «зверином стиле», а также прикрепляли фигурки волков,львов,тигров. Украшая вооружение звериными мотивами,скифы будто призывали свойства этих животных на всадников и их коней.
То,что мужчина принадлежит к военной аристократии,можно было определить,в частности,по головному убору и наборному поясу.
Воинский шлем выполняли в виде головы хищной птицы. На макушке птичьей головы мастера укрепляли фигурку коня с рогами козерога(символ возрождения мира). Вторую такую фигурку прикрепляли к лобной части шлема. Слева закрепляли фигурку оленя. Всю эту композицию размещали на фоне войлочной поверхности шлема красного цвета. Все фигурки были позолочены.
На пряжках наборных поясов изображали готовящихся к прыжку зверей кошачьей породы. Изображения хищных зверей украшали оружие и служили как обереги-талисманы: они охраняли воинов и отпугивали злых духов. Агрессивность,молниеносная реакция,свирепость и безжалостность хищного зверя олицетворяли стремления всадника быстро настигнуть и поразить врага.
Лошадь. Конь
СС0
Народ Алтайцы
138
Россия страна многонациональная. На её территории живут народы многочисленные и малые. Но каждый имеет свою культуру, традиции и обычаи. Среди народов, населяющих нашу большую страну – алтайцы. Эта этническая группа имеет в своём составе такие нардности, как телеуты, телесы или теленгиты, тубалары, кумандинцы. Также существует деление на две группы – южные и северные алтайцы. Каждая группа имеет свой уникальный язык. У южных алтайцев одноименный язык, прежде называемый айратским. Среди южных алтайцев – телеуты, живущие в Кемеровской области, и телесы, которые живут вблизи Телецкого озера. А в районе среднего течения реки Бия живут северные алтайцы. Говорят они на североалтайском языке. В составе северных алтайцев – кумандинцы, челкацы и тубалары.
В исторических документах можно найти сведения о северных соседях Китая. Носящие реальный характер, они содержат конкретные факты. В частности. О них упоминал Геродот в своём историческом трактате. А современные научные источники указывают на то, что современное коренное население Горного Алтая – это потомки древних племён. Они наследовали великую культуру тюрков, хуннов, кыргызов, уйгуров, монголов, джунгар и киданей.
Большинство коренных алтайцев проживают на территории Российской Федерации. В стране живёт около 67 – 79 тысяч человек. Также небольшое количество представителей алтайского народа живут в Казахстане.
Алтайцы относятся к монголоидной расе. Поэтому народу присущи внешние характеристики данной расы. Стоит отметить, что большинство алтайцев светловолосые.
Традиционные занятия присущи и современным представителям алтайского народа. Они по-прежнему заняты скотоводством, рыбной ловлей, сбором кедровых орехов. У алтайского народа особое отношение к огню. Веря, что он наделён силой, они приносят к нему подарки. Это может быть выпечка или мясо. Поэтому недопустимо плевать на огонь, мусорить рядом с ним, сжигать мусор и переступать через него. Не менее почётное отношение к воде. В народе считается, что она может уберечь и излечить от многих болезней. Поэтому к горным источникам позволяется подходить только с целителями. Известно также, что у каждой семьи есть своя священная гора. Женщинам не разрешается подыматься на священную гору, или проходить мимо неё. Одна треть алтайце христиане, а две трети придерживаются шаманизма и бурханизма.
При строительстве жилья каждый народ следует своим традициям. Имея свои секреты. Поэтому стоит отметить, что у южных алтайцев это юрты либо аланчики. Северные алтайцы живут в чайле. Однако бревенчатые постройки также используются с двадцатого века.
У южных и северных имелись существенные различия в манере одеваться. Южные алтайцы носили длинные рубахи и жилет из овчины. А северные представители народа шили одежды из крапивных и конопляных нитей. Но в наши дни это сохранилось в меньшей степени.
Своеобразна и кухня алтайцев. Употребляя много молока, они готовят блюда, которые можно из него приготовить. Среди национальных блюд – айран, каймак, сурут, пыштак, кумыс. Также готовят кан(кровянку), кочо. Из напитков преобладают чай и арачка. Мёд и кедровые орехи считаются лакомством.
Этнические и этнографические группы[править | править код]
Выделяются две различных по происхождению этнографические группы алтайцев, между которыми исторически существовали резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии. Эти различия постепенно сгладились лишь к середине XX века.
Южные алтайцы (алтай-кижи, в переводе алтайский человек) или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.
Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделялись тубалары (левобережье реки Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), кумандинцы, телеуты и челканцы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков.
В советские годы все эти этногруппы считались субэтносами алтайцев. Однако, начиная с 2000 года, в нормативно-правовых актах и переписях кумандинцы и телеуты стали учитываться как отдельные народы.
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетикаправить | править код
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 51,1—53 % у южных алтайцев и 29,8—38 % у северных алтайцев. У алтай-кижи гаплогруппа R1a-M198 достигает 58 %, у тубаларов — 51 %, у теленгитов — 44 %, у челканцев — 15 %. Гаплогруппа Q-М242 у северных алтайцев достигает 25,6 %, у челканцев — более 50 %. Гаплогруппа R1b1b1-М73 у северных алтайцев достигает 18,1 %, у кумандинцев — 49 %. Гаплогруппа N1b у северных алтайцев достигает 8,5 %, у южных алтайцев — 4,6 %. Гаплогруппа С-M130 у южных алтайцев достигает 12,0 %, гаплогруппа D-M174 — 9,7 %. Гаплогруппа I-M170 у северных алтайцев достигает 17 %, у южных алтайцев — 11 %. Гаплогруппа O-M175 у южных алтайцев достигает 5,9 %.
Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Различия в структуре генофондов северных и южных алтайцев по гаплогруппам Y-хромосомы
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
В соответствии с новым исследованием российских генетиков, генетическая обособленность северных и южных алтайцев несомненна. У южных алтайцев доминируют такие варианты гаплогруппы Y хромосомы, как Q и R1a, есть также I и O. У северных же алтайцев доминирует гаплогруппа R1a, редко встречается Q, а I и O вообще не обнаружены.
Пища
Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый курут и пресный пыштак, а также сквашенное молоко чегень (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы кючо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде: жёргом, казы карта.
Это интересно: 195,Альбер Камю краткая биография: читаем суть
Представления о мире
Местная мифология повествует о строении мира так: весь мир разделен на 3 сферы. Мир Верхний, Средний и Нижний. Каждый из миров живет согласно своим порядкам.
Верхний мир — обитель Богов и духов. Общаться с ними может только шаман.
Средний мир населен людьми и всеми представителями природы, включая духов леса, ветра и прочих природных явлений. С духами также имеют связь лишь шаманы.
Нижний мир населен духами, которые неблагоприятны для людей. Управляет этим миром брат Бога.
Магшоты нарушителей с забавными прическами
Нарушители закона из этой подборки магшотов прославились не своими преступными деяниями, за которые они были задержаны полицией и доставлены в участок, а забавными прическами. На стиль этих людей нельзя смотреть без улыбки, ведь подобные стрижки встречаются далеко не каждый день, следовательно, оставить нечто подобное без внимания просто невозможно. …