Свято-троицкая александро-невская лавра, санкт-петербург — монастырский комплекс
Содержание:
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
Кладбища Александро-Невской лавры
Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».
Никольское кладбище
Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.
Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.
Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева
Лазаревское кладбище
По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.
Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.
В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.
Тихвинское кладбище
Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.
Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.
Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева
Казачье кладбище
До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.
Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина
Благовещенская усыпальница
Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.
В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.
Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра
Благоустройство территории
Благоустройство вокруг монастыря продолжается до настоящего времени. В 2021 году объявили конкурс проектов по реставрации Митрополичьего сада – ландшафтного памятника всего монастырского комплекса.
Митрополичий сад
Расположен он вблизи Митрополичьего корпуса и реки Монастырки. В 1723 году немецкий архитектор Теодор Швертфегер разработал проект парка, началось его обустройство: организовали оранжереи, высадили множество плодоносных деревьев и кустов, проложили радиальные дорожки. В середине парка вырыли пруд, вода из которого стекала в канал, соединяющий Черную речку с Невой.
Территорию парка закрыли вместе со всем лавровым комплексом и полностью изъяли его у Русской Православной Церкви, сад вырубили. Вновь воссоздали его в 50-е годы прошлого века, но еще долго он оставался в запустении.
В 2001 году на основании Постановления Правительства России парк объявлен объектом культурного наследия Федерального значения. В 2012 году его снова передали в ведение Русской Православной Церкви, там начались работы по благоустройству.
Планируется восстановить историческую планировку сада, высадить новые фруктовые деревья, укрепить подпорную стенку набережной Монастырки.
Памятники
На территории лавры в последние годы установлено несколько памятников работы скульптора Эвелины Павловны Соловьевой.
- 2000 лет от Рождества Христова. Это без малого 7-метровый монумент с изображением молящейся Богоматери, напоминающий гранитную часовню на ступенчатом основании.
- За веру Христову пострадавшим. Гранитный крест высотой 2 метра, заключенный в круг, установлен в память о мучениках, принявших смерть во имя Христа. На монументе лик Спасителя и слова: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».
- Поклонный крест в Митрополичьем саду. Его установка ознаменовала 5-летний юбилей воссоединения русской и зарубежной Православной Церкви.
Помимо этих монументов, в день 300-летнего юбилея Александро-Невской лавры, 12 сентября 2013 года, закрепили еще один памятный знак. Это рельефное бронзовое панно, украшающее Просфорский корпус. Оно символизирует историю возникновения обители.
Андреевский скит
В десяти километрах от Санкт-Петербурга, на Агафоновом лугу, который находится около деревни Коркино, расположился скит имени святого апостола Андрея Первозванного.
Это место для уединенных молитв выбрано не случайно: здесь проходит Дорога смерти, ведущая к Невскому пятачку.
А по церковному преданию через Агафонов луг когда-то проходил конный путь апостола Андрея. Доказательством этого считали огромный валун с отпечатком подковы. Считалось, что этот след от копыт апостольской лошади. За этим валуном закрепилась слава обладающего исцеляющей силой. Но во времена гонений на церковь камень уничтожили, расколов на три части. На лугу осталась только одна из них. Около этого валуна летом 1996 года и закрепили поклонный крест.
Андреевский скит стал первым, основанным в 1998 году, при возрождении монастырской обители. На территории скита построена церковь имени преподобных Зосимы и Савватия, в которой проводятся регулярные богослужения. А также деревянная колокольня с 5-тонным колоколом.
Строительство и обустройство скита продолжается по сей день. Ждет своего воплощения в жизнь спроектированный каменный собор.
Киновия – второй по значимости монастырь в Санкт-Петербурге
Петербург всегда был духовным центром, и купец Набилков писал в Духовный Собор Лавры о том, что необходимо развивать Киновию, как второй по значимости монастырь в городе. Он и сам в этом принимал очень активное участие своими пожертвованиями. Петербуржцы еще называли Киновию Малой Архиерейской слободой.
Жизнь монахов там отличалась упорядоченностью и своим особым укладом:
- Они жили там на полном обеспечении
- И у них не было никакой собственности
- Весь свой труд они отдавали на общую потребу монастыря и всей братии
Уже к 1844 году для житья монахов были построены каменные келии, с двух сторон монастыря, справа и слева. Это были двухэтажные корпуса по проектам архитекторов Брандта К.И. и Гемилиана А.П. Они и сейчас находятся по адресу Октябрьская набережная дом 16 и 20.
В северном корпусе находились покои митрополита. Там же была и Домовая церковь Архистратига Михаила. В октябре 1847 года состоялось ее освящение действующим наместником Лавры архимандритом Вениамином.
В 1848 году по инициативе смотрителя Киновии иеромонаха Паисия началось формирование и Киновеевского кладбища. А первые захоронения появились за церковью Всех Святых. Однако отдельные места сразу за Троицким собором были отданы почетным мирным гражданам и монахам. Всем остальным гражданам победнее были отданы места подальше от храма, за забором.
Купец первой гильдии Набилков Ф.Ф. не оставлял этот храм без внимания всю свою жизнь и в 1849 году 30 тысяч рублей завещал на постройку каменного пятиглавого собора с тремя престолами во имя Пресвятой Троицы. А прообразом послужил Собор Киево-Печерской лавры. В 1955 году тот же архитектор Брандт К.И. сделал проект нового каменного храма. А деревянную церковь перенесли на кладбище. Однако строить храм стали по проекту другого архитектора Карпова Г.И. в 1862 году, а к 1864 году уже были окончены черновые строительные работы.
Тогда-то и стало ясно, что этих 30 тысяч рублей на постройку храма не хватит, тогда строительство продолжил брат Набилкова Ф.Ф. Василий. А после смерти Федора Федоровича строительство продолжил уже его сын, на еще 30 тысяч рублей, завещанных дополнительно его отцом.
Сын выполнил волю отца и уже в 1868 году Троицкий собор освятил епископ Григорий (Медиоланский) во имя Святой Живоначальной Троицы.
Сама постройка имела очень красивый величественный вид. Построена была в русско-византийском стиле, а внутри имела роскошное убранство.
Очень красивый фасад здания как бы возвышался над Невой. Чтобы подняться на крыльцо требовалось преодолеть 8 ступеней. Все было сделано изящно и с большим вкусом: и иконостас, и живопись.
Эскизы внутренней отделки и утвари составил также Г. И. Карпов. Образа для иконостаса, вырезанного охтинским мастером И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.
Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева, а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.
Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения». Святыней храма считался образ Божией Матери всех скорбящих Радости XVII в., привезенный, по преданию, с Афона.
Ежедневно совершалась Божественная Литургия. Главным престольным праздником считался День Всех Святых. Литургия совершалась архиерейским чином и завершалась крестным ходом вокруг кладбища и монастыря.
После богослужения купцы размещали палатки и устраивали ярмарки. А на левый берег Невы можно было переправиться на теплоходе так и называемом «Киновия».
Лазаревское кладбище или Некрополь XVIII века
Некрополь XVIII был самым престижным кладбищем в стране, изначально тут хоронили только по личному разрешению Петра I.
Кладбище считается самым старым кладбищем Петербурга, которое сохранило до наших дней свою территорию и порядок расположения захоронений. Первые захоронения были еще в 1717 г. Именно тут была похоронена сестра Петра I, Наталья Алексеевна и его сын. Над их могилами царь распорядился возвести часовню св. Лазаря. Так кладбище получило название Лазаревского и стало самым привилегированным кладбищем Петербурга.
Гулять по нему очень интересно и здесь, в отличие от второго некрополя, видны человеческий судьбы. Здесь надписи настоящего кладбища, которые вызывают эмоции — “Любимой супруге”, “Любящей матери”, “Храброму адмиралу” и сломанный якорь на надгробии.
Основная часть могил относится к XVIII cт. В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, последним было захоронение государственного деятеля графа С.Ю. Витте. В 1930-х гг. на его основе стал создаваться музей художественных надгробий.
Здесь был погребен фельдмаршал граф Борис Шереметев и другие представители его семьи, а также представители придворного общества Елизаветы, Екатерины и Павла.
На кладбище можно встретить надгробия, памятники и монументы известных аристократических фамилий: Белосельские-Белозерские, Гагарины, Голицыны, Долгорукие, Мещерские, Разумовские, Салтыковы, Столыпины и другие именитые люди Петербурга.
Бесплатные карты на входеМогила ЛомоносоваМогила адмиралаВсе надгробия уникальны и отличаются друг от другаНекоторые настолько старые, начинают расходитьсяМогила архитектора РоссиЕсть даже очень живописные лавочки, чтобы посидеть
Центральный собор монастыря
Его строгий внешний вид, выдержанный в стиле русского классицизма, восхищает своим лаконичным решением и величием. Его огромный купол величественно возвышается между Федоровским и Духовым монастырскими корпусами. Однако к такому виду облик собора пришел не сразу.
В 1719 году начались подготовительные работы, и в мае 1722 года состоялась торжественная закладка собора. Строительство велось под руководством талантливого архитектора Т. Швертфегера, получившего эстафету от самого Доменико Трезини.
Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Архитектурный ляп! Строительство собора Швертфегеру пришлось начинать с исправления ошибки великого мастера. В планировке монастыря Трезини расположил Троицкий собор главным входом на восток в сторону Невы, что было неприемлемо по церковным канонам. По законам православия на востоке должен располагаться алтарь и поэтому ошибку великого зодчего пришлось исправить.
Швертфегер активно взялся за строительство, и уже через пять лет здание было возведено под кровлю, началось сооружение барабана купола и колокольни. Однако вскоре темпы строительства начали снижаться и к 1730 году оно и вовсе прекратилось. Здание начало давать усадку и вскоре в стенах и своде появились трещины, угрожающие обрушением всей конструкции.
Во время царствования Елизаветы Петровны к вопросу строительства храма вернулись. Императрица сама осмотрела постройку и издала указ разобрать собор, как она выразилась «вплоть до подошвы». К середине 1755 года это было сделано под присмотром архитектора И. Росси и на таком этапе строительство и остановилось.
В 1763 году Екатерина II приказала завершить постройку собора. Был объявлен конкурс на лучший проект и в 1774 году победу на конкурсе одержал архитектор И. Е. Старов.
Спустя два года, после проведения подготовительных работ, 30 августа 1776 года состоялась торжественная закладка нового здания. Строительство началось под руководством И. Е. Старова и надзором архиепископа Новгородского и С.-Петербургского Гавриила.
Первая двухъярусная башня-колокольня была возведена уже к 1782 году и вскоре на ней были установлены куранты. В звоннице второй башни подвесили старинный колокол.
К 1786 году собор был увенчан большим куполом, и работы по возведению стен в основном завершились. Однако отделка интерьеров продолжалась вплоть до 1790 года.
Иеромонах Паисий Кривоборский
Помните наш рассказ о найденной реликвии Киновии Александро-Невской Лавры — надгробном камне первого настоятеля? Сегодня мы расскажем о нем немного подробнее, ведь он является настоящим духовным делателем России XIX века!
Иеромонах Паисий Кривоборский был скромным человеком, история жизни которого сохранилась в небольших подробностях. Изначально он состоял в братии Новгородского Сковородского Михайловского монастыря, где он написал свою первую рукопись — «Патерик новгородских чудотворцев 1831 года». Рукопись «Патерика» в кожаном переплете с тиснением насчитывает 215 листов и восемь вкладных, в том числе одиннадцать гравюр с видами новгородских монастырей.
В начале 1850-х г. о. Паисий состоит иеромонахом братства Александро-Невской Лавры. Александро-Невская Лавра поставляла иеромонахов для служения на кораблях русского флота. В 1850 г. о. Паисий плавал на парусном линейном корабле «Андрей», спущенном на воду в 1844 г. Участвовал в датском походе 2-й флотской дивизии под командованием контр-адмирала З. З. Балка. К этому времени относится составление о. Паисием рукописного сборника «Явлении, чудеса и Подвиги Ангелов» (выписки из Четьих-Миней о явлениях ангелов) и «Словеса Иисуса Христа» (выписки из четырех евангелистов).
К 1852–1853 г. относится составление о. Паисием альбома литографий видов новгородских церквей и изображений чудес святителя Моисея.
В последние годы жизни иеромонах Паисий был смотрителем загородного архиерейского дома или киновии Александро-Невской лавры, основанной на правом берегу Невы в 1820 г. митрополитом С. -Петербургским Михаилом (Десницким) для жительства больных и престарелых монахов. Скончался о. Паисий 15 ноября 1854 г.
Захоронение было совершено на Киновеевском кладбище, что точно подтвердила находка самого надгробия на стройплощадке комплекса. Из других памятных моментов о жизни иеромонаха остались его рукописи, которые хранятся в Киновии, а также числятся в Российской Государственной Библиотеке.
Троицкая Александро-Невская лавра сегодня
Центральный монастырский двор окружает несколько строений.
Митрополичий корпус замыкает двор с западной стороны. С угловыми башнями он соединен одноэтажными крыльями. Центральная часть расположена напротив Свято-Троицкого собора, что подчеркивает приоритетное значение Архиерейского дома в структуре обители. Внешний фасад выходит на Лаврский проезд и Митрополичий сад.
Просфорный корпус расположен на севере, вдоль набережной реки Монастырки. Он представляет собой двухэтажное строение, связанное галереями с Ризничной башней и Благовещенскими воротами — главным входом в монастырский двор.
Семинарский корпус по стилю и форме является прообразом Просфорного корпуса. Он находится на юге комплекса, граничит с Феодоровским корпусом и Библиотечной башней.
Духовской и Феодоровский корпуса отходят симметричными трехсекционными уступами в разные стороны от Троицкого собора. Изначально открытые двухярусные галереи пришлось застеклить из-за сурового петербургского климата. В Феодоровском корпусе с 2004 г. работает общедоступная трапезная на 80 мест. В 2010 г. здесь открыли чайную, где можно отведать или заказать монастырскую выпечку.
Чайная, Александро-Невская лавра
Ризничная и Библиотечная башни в полной мере оправдывают свои названия. В первой находилась ризница с реликвиями и ценностями, во второй — старейшая в епархии библиотека. В 1910 г. бо́льшую часть фондов переместили в построенный со стороны Никольского кладбища Библиотечный корпус. Рядом с ним располагается здание Консистории.
План на официальном сайте Александро-Невской лавры
В границах центрального двора находится Свято-Троицкий собор, несколько церквей, а также Казачье кладбище. После 2000 г. на территории Лавры были установлены:
- памятник «2000-лет от Рождества Христова»;
- памятник «За веру Христову пострадавшим»;
- поклонный крест в честь 5-летия подписания Акта о каноническом общении МП с зарубежной РПЦ;
- рельефное бронзовое панно на Просфорном корпусе в честь 300-летия Лавры;
- мраморный киот с образом Коневской иконы Божией Матери.
Памятник «За веру Христову пострадавшим», Елена Кулешина
Первые четыре работы выполнены скульптором Э. Соловьевой безвозмездно. Последний изготовили мастера обители.
Александро-Невская лавра имеет собственное издательство и несколько мастерских:
- иконописно-реставрационную;
- ювелирную;
- швейную;
- фарфоровую;
- гончарную;
- иконно-киотную;
- эстампную.
В монастыре есть пекарня и церковные лавки. В феврале 2018 г. открылась собственная сыроварня.
Музей
Для широкого круга посетителей Древлехранилище открылось в 2013 г. здесь представлены коллекции икон, русской религиозной живописи, деревянной скульптуры и мебели, церковной утвари, облачений священнослужителей. Здесь можно увидеть архивные документы и печатные издания, а также экспозицию фотографий и позитивов.
Музей, Александро-Невская лавра
Библиотека
Общедоступный фонд содержит научную и художественную литературу, периодику, мультимедиа, видеофильмы и аудиозаписи. Печатных изданий насчитывается около 21000. Разделы посвящены истории религии, богословию, философии, педагогике, медицине, монашеству, языкознанию и пр. Имеется справочный фонд и электронный каталог, постоянным читателям выдается абонемент.
Святодуховский центр
Лаврский духовно-просветительский центр, открытый в 2003 г. в помещении бывшей церкви Духовского корпуса. Тут проводятся различные мероприятия — концерты и фестивали, выставки и кинопоказы, конференции и образовательные курсы и многое другое.
Расписание мероприятий ДПЦ «Святодуховский» на Сентябрь 2021 года
Духовской корпус и купол Благовещенской церкви, Ярослав Глухов
Скиты
Андреевский скит расположен недалеко от с. Коркино Всеволожского р-на Ленинградской обл. По преданию, в этих местах побывал Андрей Первозванный, направляясь в Рим.
Николаевский скит находится у Финского залива, на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-он Ленинградской обл.).