Александровская колонна

Содержание:

Заключительный этап работ

Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.

Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.

По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.

Отделка монумента.

Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско. Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку. Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну. Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году. В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.

Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам. Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом». В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след. Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента. Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.

Интересные факты и загадки

За время существования артефакта появилось множество слухов, но иногда, услышав какую-либо информацию об этом строении, люди сомневаются, верить ей или нет. Чтобы не возникало таких сомнений, нужно ознакомиться с тайнами строительства Александрийского столпа в Санкт-Петербурге, история создания которого многим непонятна. Все факты являются достоверными, а не вымышленными. Итак, краткое описание основных моментов:

  1. Колонна действительно состоит из настоящего красного гранита. Материал для строения привезли из-под Выборга, где ранее были высечены плиты для постройки Исаакиевского собора.
  2. Александровская колонна с момента постройки до сегодняшнего дня является самым высоким и тяжелым монолитом. Высота ее составляет 47,5 м.
  3. Лицо ангела — скульптуры, установленной в верхней части колонны, имеет черты императора Александра I, о чем распорядился сам Николай I.
  4. Процессом подготовки гранитных плит руководил Василий Яковлев — техник-самоучка, которому на тот момент было всего 20 лет. Он очень ответственно подошел к процессу, публично пообещав, что если один из камней будет иметь хотя бы малейший дефект, его заменят. Это правило соблюдалось на протяжении всего процесса подготовки материалов для монумента.
  5. Непокорная колонна потерпела аварию при погрузке — она упала в воду. Прибывшие на помощь солдаты из соседнего поселка помогли быстро устранить аварию и благополучно загрузить колонну на судно.
  6. Колонна установлена на песчаной подушке без укрепленного фундамента. Люди в первые несколько лет опасались подходить к ней на близкое расстояние, так как считали, что она может рухнуть в любой момент. Тем не менее памятник стоит уже почти два столетия, не давая поводов усомниться в его прочной конструкции, а разговоры по поводу его скорого падения со временем утихли.

Мистическая история, случившаяся с Александровской колонной, была развенчана. Однажды министр иностранных дел Ламсдорф сообщил, как вечером он отчетливо видел над колонной светящуюся букву N. Среди горожан тут же появились слухи, что это знак свыше. Многие считали, что он обозначает скорую смену власти. Но позже выяснилось, что буква появляется вследствие отражения света от фонарей, на которых была надпись производителя. Одна из букв этой надписи удачно падала на верхнюю часть колонны и выглядела мистическим образом.

История памятника

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси — автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали — центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном

Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в Париже. Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в Египте и Траяна в Риме, а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из Финляндии, а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в Санкт-Петербург понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода — залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур — известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник — Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского — шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.

Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее — Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Покушения на Александровскую колонну

После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули.  Кладбище появилось у стен Кремля.

После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.

В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.

Дух захватывает и Монферран показывает

Гранитная колонная и водружённый на ней бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Когда подойдёшь к этой доминанте совсем близко, и, высоко подняв голову, посмотришь вверх, то аж дух захватывает — колонна то покачивается…

С момента открытия Александрийского столпа, он внушал горожанам и восхищение, и страх одновременно. Опасаясь падения колонны, люди обходили её десятой дорогой. Что говорить про простой народ, если даже бабушка Михаила Лермонтова сильно боялась, что колонна упадёт, поэтому не ездила по Дворцовой площади. А графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны.

Но тогда ещё по Дворцовой площади ездили экипажи, позже машины, а сейчас по ней ходят только ножками. И Монферран, живший неподалёку, на Мойке, чтобы развенчать мифы и тревоги жителей города на Неве, стал ежедневно прогуливаться вокруг столба. Французский архитектор до конца своей жизни вечерами подолгу совершал променад, описывая круги возле колонны, вместе со своей собачкой.

Так зодчий демонстрировал народу свою «монолитную» уверенность в том, что он всё правильно рассчитал и колонне никогда и ни за что на свете не рухнуть. Действительно, Александрийский столп был испытан временем и бурями, революциями и войнами, и устоял, а архитектор не ошибся.

Строительство колонны

Воплотить идею в жизнь оказалось непросто. Гранитная скала, из которой вытесали ствол колонны, нашлась в Финляндии в Пютерлакской каменоломне.

Подготовка гранита

От скалы отпилили брус весом 1600 тонн и с помощью рычагов умудрились сдвинуть глыбищу с места, а потом опрокинуть на ложе елового лапника. Это смягчило удар о землю, и глыба не раскололась.

А потом вручную, на глазок, скалывали лишнее, тесали, полировали. 250 человек трудились 2 года и получили идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 м у основания и 3,15 м – у вершины, высотой 25,6 м и весом 600 тонн. Из этой же скалы вырубали камни для фундамента, которые весили более 400 тонн каждый. Строительство длилось 5 лет.

Руководил работами легендарный каменотес Самсон Ксенофонтович Суханов, артель которого сотворила все гранитные чудеса Северной столицы. Имя гениального мастера было забыто, как и секреты его мастерства.

Перевозка заготовок в Санкт-Петербург

В Санкт-Петербург Александровскую колонну и огромные камни для фундамента доставили водным путем. Для перевозки заготовок из Финляндии построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн.

На борт колонну загружали 600 солдат и едва не уронили монолит в воду. До места назначения «Святой Николай» с колонной буксировали 2 парохода.

Подготовка фундамента для постамента

При подготовке фундамента для Александровской колонны в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на которые положили гранитные блоки. На фундамент водрузили монолит весом 400 тонн, ставший основанием пьедестала.

Для соединения фундамента с монолитом использовали особый раствор: в цемент добавляли водку с мылом. Водка не позволяла раствору замерзать, а благодаря мылу, монолит легко двигали до тех пор, пока он идеально не «сел».

В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

Открытие памятника

Все оформительские работы над колонной и пьедесталом заняли практически два года, по прошествии которых,  30 августа 1834 года при огромном стечении народа произошло торжественное мероприятие официального открытия Александровской колонны. Мероприятие включало в себя торжественные богослужения, коленопреклонение присутствующего стотысячного войска и самого императора, скандирование «ура!» и прочее.

Открытие Александровской колонны в 1834 году

После официальной части по Дворцовой площади прошел военный парад полков, проявивших особый героизм в боях Отечественной войны 1812 года. Во время парада звучала барабанная дробь, стреляли победно пушки, звучал Парижский марш. Вечером, после торжественных мероприятий, улицы Петербурга наполнились радостными людьми, праздничными и веселыми компаниями – победа над Наполеоном торжественно отмечалась снова, как в 1814 году.

За весь период своего существования Александровская колонна несколько раз косметически реставрировалась и периодически чистилась. После революции памятник Ленину вместо ангела не поставили, но самого ангела в праздничные дни накрывали красным брезентом. Монферрановскую ограду в 30-е годы переплавили на патроны.

Александровская колонна на фоне Штаба Гвардейского корпуса

В годы блокады Ленинграда колонну частично укрыли. Но ангел, и пьедестал, и сама колонна получили осколочные ранения. Одним осколком даже пробило барельефный шлем Александра Невского. В начале 21 века специалисты провели диагностику колонны и ряд реставрационных работ, для которых были сооружены металлические леса. Выявленные множественные повреждения, коррозии и изъяны были устранены, также были извлечены  блокадные осколки. Кроме того была воссоздана историческая ограда памятника.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Упадет – не упадет… Будет конец света или не будет?

Долгое время Петербургом гуляли легенды об истинном предназначении колонны: якобы изначально ее собирались использовать при строительстве храма. А получив большую, нежели необходимо, длину монолита, «переадресовали» для Дворцовой площади. Все это домыслы, так как колонну высекали по специально заказанному проекту.

После возведения горожане боялись прогуливаться вблизи Александровской колонны – ожидали ее внезапного падения.

Не обошлось в истории монумента и без мистики. Некая таинственная буква «N», в свете фонарей проявляющаяся на колонне, якобы предзнаменовала смену правления. Заканчивался 1889 год – ничего не предвещало перемен. Как часто бывает, все оказалось намного проще: буква являлась всего лишь отражением части надписи на стеклах фонарей… 

Еще одна мистическая история относится уже к советскому периоду: посчитав фигуру ангела неподходящей для главной площади, было принято решение укрыть его от глаз людских. Несколько раз зависал над «небесным помощником» воздушный шар, но порывы ветра не давали ни малейшего шанса выполнить задуманное. Среди аналогичных нелепиц числятся попытки замены ангела на бюст Ленина, а позже – Сталина. К счастью, крылатый оборонец не стал жертвой столь печальных планов.

Описание

Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны

Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения

В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания. Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна. Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.

Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара). Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита. Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.

Характеристики

Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:

  • Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
  • Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
  • Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
  • Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
  • Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.

Пьедестал

Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.

Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров. На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея. Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.

На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.

Колонна, скульптура ангела

Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле. Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили. Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.

Ограда, окружение памятника

Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка. Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.

В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.

Как устанавливали Александровскую колонну?

Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.

Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.

12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.

Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.

Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.

Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса  (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»

День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.

Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.

Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”

Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.

В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.

Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание

По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.

Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.

Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге

Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.

Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.

Строительство архитектурного шедевра

Важность и государственное значение объекта требовали соответствующей организации и слаженности действий. С самого начала сооружения монумента созидательные работы велись параллельно по трем направлениям:

  • строительные работы на Дворцовой площади по подготовке фундамента;
  • работа каменотесов в Пютерлакской каменоломне по подготовке каменных блоков для всех составляющих колонны;
  • работа скульпторов по созданию ангела и барельефов пьедестала.

Закладка фундамента

В 1829 году работы по строительству фундамента начались с геологической разведки. В результате бурения многочисленных глубоких шурфов рядом с центром площади был обнаружен песчаный пласт, который мог стать надежной «подушкой» для будущего фундамента.

В декабре этого же года был вырыт котлован, и в его дно было решено забить 1102 сосновых свай в качестве опоры для каменной кладки. Каково же было удивление строителей, когда они обнаружили на этом пространстве 99 забитых свай, совершенно пригодных к использованию.

В результате подготовки площадки было забито около 1250 сосновых свай на глубину свыше 5 метров. Для создания идеально ровной поверхности основания каменной кладки было использовано изобретение инженера Августина Бетанкура.

На сваи положили гигантские каменные блоки высотой свыше полуметра и сравняли их тесовой кладкой с поверхностью брусчатки. В основание фундамента заложили шкатулку с монетами. Все монеты были отлиты в честь победы русских войск в войне 1812 года. Александровская колонна получила свой фундамент в октябре 1830 года.

Заготовка каменных блоков

В 1830 году приступили к работам в Пютерлакских каменоломнях, в Выборгской области. Здесь производилась добыча каменных глыб и их предварительная обработка.

Монферран присмотрел подходящую скалу и после того, как каменотесы исследовали ее на пригодность, началась активная фаза процесса. Из одной скалы были выделены монолиты и для колонны, и для пьедестала, и для основания.

Бригада камнерезов из 250 человек под руководством знаменитого мастера Самсона Суханова два года, день за днем долбила каменные глыбы, придавая им предварительную форму изделий.

Используя огромные рычаги и вороты, они передвигали исполинские камни к морскому побережью. Было решено переправить их в Петербург морским путем и для этого, под руководством корабельного инженера-полковника К. А. Глазырина, была построенная невиданная доселе баржа водоизмещением 1100 тонн.

Свыше 600 солдат закатывали заготовку колонны на баржу, названную «Святой Николай», со специально сооруженной пристани. До Петербурга ее буксировали два неутомимых парохода, и в 1832 году колонна была уже в городе.

Доставка монолитной колонны

О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга. Единственным неприятным событием был шторм, который раскачал корабль и чуть было не скинул памятник в воду. Однако капитан огромными усилиями сумел самолично закрепить драгоценный груз.

Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи. Около четырехсот солдат по немыслимой жаре смогли за четыре часа преодолеть отделяющее их от пристани сорокакилометровое расстояние и общими усилиями спасли шестисоттонную колонну.

Оформление колонны и пьедестала

Наверху слегка суженной к вершине гранитной колонны была установлена римско-дорическая капитель и прямоугольная плита, выполненная из кирпичей и покрытая бронзой. На цилиндре-пьедестале с закругленным возвышением, установленном на плите, появилась более чем шестиметровая скульптура «Ангела с крестом» (автор Б.Орловский) – «Сим победиши!»  Кстати, скульптура ангела также выточена из целого гранитного куска и держится собственным весом.

Ангел с крестом на вершине Александровской колонны

Четырехконечный латинский крест зажат левой рукой ангела, а правая его рука вознесена к небу. Взгляд ангела направлен вниз – это взгляд стражника и защитника русской земли. Говорят, что черты лица ангела Монферанн заимствовал с Александра Первого.

Четыре стороны пьедестала выполнялись довольно большим коллективом авторов – эскизы готовил Монферран, группа художников изготовляла барельефные картоны,  группа скульпторов лепила барельефные заливочные заготовки, а уже затем барельефы из бронзы отливались в заводских цехах.

Барельефы пьедестала

Рассматривать барельефные сюжеты пьедестала можно очень долго, находя в них все новые и новые элементы. Все изображения относятся к военной тематике – это и щиты, и кольчуги, и шлемы эпохи А.Невского, вооружение эпохи Алексея Михайловича, аллегорично изображенные символы Победы и Славы. Кроме того, повсюду присутствуют гирлянды из дубовых листьев  и двуглавые орлы. Двумя женскими крылатыми фигурками удерживается табличка с лаконичной эпитафией.

Табличка на пьедестале Александровской колонны

По всему периметру Александровский памятник был обнесен декоративной бронзовой оградой полутораметровой высоты, украшенной двенадцатью трофейными пушками  и более чем сотней двуглавых орлов. Проект ограды также был разработан Монферраном. На каждой стороне ограды присутствовали ворота, увенчанные трехглавыми орлами.

Несколько слов о постаменте

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай. Чтобы правильно выставить их относительно горизонта, сваи срезали ровно по зеркалу воды. Затем рабочие приступили к закладке фундамента, состоящего из нескольких гранитных блоков. На него и водрузили постамент, весящий четыреста тонн.

Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.

Установка колонны: краткое описание

Таким образом, ко времени прибытия колонны все было готово для ее установки. С помощью оригинальной подъемной конструкции, которая состояла из строительных лесов, комплекта подъемных блоков и человеческого ресурса происходил торжественный подъем колонны. 30 августа 1832 года это грандиозное событие свершалось на Дворцовой площади. Массами зрителей была заполнена вся площадь, некоторые смогли пробраться на крышу и к окнам Главного штаба. Прибыл и сам император с семьей. Это было поистине небывалое зрелище, продолжающееся почти два часа!

Подъем Александровской колонны

Колонну, лежащую на специальной платформе, обмотанную канатными кольцами с прикрепленными блоками, почти 2,5 тыс. человек переводили из горизонтального положения в вертикальное. Как в замедленной съемке, монолит поднялся над землей, повис над пьедесталом и уверенно встал на положенное место гранитного пьедестала. Над площадью раздалось громогласное «Ураааа!!!»

С тех пор и стоит Александровская колонна на том же самом месте под своим собственным 600-тонным весом без применения дополнительных крепежей. Николай Первый признал, что установив Александровскую колонну, Огюст Монферран увековечил свое имя.

Однако и после установки колонны на ее постоянное место, работа над монументом еще не закончилась. Нужно было финишно обработать и отполировать саму колонну. Большая работа предстояла и с пьедесталом, который ожидал декоративного оформления барельефными бронзовыми плитами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector