Религия в абхазии

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.


Бронзовые топоры, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Бронзовый топор, фрагмент, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Ритуальный бронзовый кинжал, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.


Сафьяновая подушка
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба


Вышивка, реконструкция
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Золотое шитье, середина XIX века
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Ковер ручной работы, фрагмент
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба


Полотенце с традиционным абхазским орнаментом ручной работы, фрагмент
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба

Абхазия – один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры – прим. ред.), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда. А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.

Христианство доминирует в Абхазии

Абхазия или Апсны по-грузински — это регион в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Исторически в её состав входило и входит 7 областей: Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга.

В настоящее время Абхазия считается частично признанной Республикой Абхазия. Грузия считает Абхазию частью своей территории и согласно документам ООН она признается Абхазской Автономной Республикой.

Новоафонский монастырь в ходе реконструкции 2014 года. Новоафонский монастырь считается одной из главных святынь Абхазии, где большинство н7аселени себя считают христианами. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство населения Абхазии признает себя христианами. Именно поэтому можно достаточно легко ответить на вопрос: какая религия у абхазцев. При этом по состоянию на 2003 год среди жителей Абхазии:

  • 64 % — христиане, как правило, православные;
  • 14 % — мусульмане, как правило, сунниты;
  • 8 % — атеисты;
  • 3 % — приверженцы абхазской религии;
  • 3 % — язычники;
  • 2 % — прочие конфессии;
  • 6 % затруднились ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности.

64%
столько абхазов считает себя христианами

Институтом Востоковедения РАН в 1994 — 1998 годах, были проведены исследования, которые показали, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считаются христианами или мусульманами. На это указывает то, что христиане в Абхазии редко посещают церкви.

Абхазские мусульмане едят свинину, пьют вино и не делают обрезания. Мало кто из верующих читает Библию или Коран. Кроме того, исследователи отмечают, что религиозные праздники христиане, мусульмане и представители традиционной абхазской религии отмечают совместно религиозные праздники.

Анцва, абхазский Бог — Творец всего сущего. Большинство абзазов, наряду с исповеданием христианства и ислама, придерживаются национальной религии Абхазии. Фото: ic.pics.livejournal.com

Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. Религиоведы говорят о том, что абхазская религия — это уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества Поэтому её можно признать реликтом, дожившим до наших дней.

В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов, два монастыря. Также в стране иметься, две действующие мечети, католическая и лютеранская церкви, синагога. В любом случае большинство абхаз — это христиане или мусульмане.

Islamsng.com

Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.

Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.

Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.

Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.

Курорт Абхазия — информация для туристов

 Как уже стало понятно, Крым и Абхазия имеют много общего в своей истории, как древней, так и современной. Отличие в том, что крымчанам удалось реализовать свое право на самоопределение и осознанный выбор вектора развития, а у абхазов это пока впереди.

 Абхазия (Апсны) и Крым – черноморские курорты с множеством пляжей и достопримечательностей, поэтому в эти места едет множество туристов из России, в том числе – автомобилисты, у которых теперь есть выбор между Краснодарским краем, Крымом и Абхазией. Поэтому интересно сравнить, что ждет таких путешественников в Абхазии.

 Для посещения Абхазии гражданам РФ не обязателен загранпаспорт. Можно попасть туда и по внутреннему паспорту РФ. Детям до 14 лет понадобится свидетельство о рождении, а разрешение второго родителя не нужно.

 КПП «ПСОУ» расположен практически в городской черте Сочи и работает круглосуточно. Пересечение границы не занимает много времени – на стороне России проверяется автомобиль с водителем, и отдельно – пассажиры. На абхазской стороне смотрят только на наличие документов. Хотя в пик сезона время прохождения границы может увеличиться до 4-х часов.

 В Абхазии практически все разговаривают на русском языке. То же самое касается вывесок на магазинах, рекламных надписей и ценников. Для крымчан это особенно приятно, ведь мы помним, как нас заставляли переходить с родного языка на мову, а многие дорожные указатели в Крыму до сих пор остались с украинских времен.

 Валюта в Абхазии — это российские рубли. Поэтому с обменом валют заморачиваться не придется. А вот расплатиться карточной получится в немногих местах – нет развитой сети банкоматов и кассовых аппаратов. Зато цены на многие товары заметно ниже, а на рынках можно найти много экзотических продуктов и напитков.

 С местной телефонной связью дела обстоят гораздо хуже, чем в Крыму. Связь дорогая и не повсеместная. Можно купить местную симку, если придется пользоваться телефоном, но она тоже стоит денег. В этом плане Крым заметно удобнее для россиян.

Жилье в Абхазии

 В Абхазии множество гостевых домов, в которые хорошо приезжать большими компаниями или семьями. Обычно на территории есть место для авто, кухня и мангал, а в номерах присутствуют все необходимые удобства. Также можно выбрать для проживания отель или пансионат с лечением. Цены на проживание и отдых ниже, чем в Крыму, условия при этом нормальные, но без особых изысков.

 Зато природа Абхазии дарит всем гостям прекрасные пейзажи, красивейшие виды на горы, озера, каньоны и водопады. Поэтому все увозят из Абхазии не только сыры, чурчхелу, приправы и местные алкогольные напитки, но и впечатления на долгие годы.

Краткий вывод: Крыму, как курорту, нужно развиваться по всем направлениям, от создания инфраструктуры до улучшения сервиса. Потому что Черноморское побережье Кавказа в целом, и Абхазия, в частности, являются очень достойными конкурентами. Чтобы не уступать им, мы должны сделать Крым еще приятнее и удобнее для гостей из России и других стран мира, чтобы они приезжали и возвращались к нам снова и снова.

 Александр Сидоров

«Объявления Крыма»

14.10.2019Мир

Ислам вне закона. Деятельность христианских миссионеров

После присоединения Абхазии к России царское правительство и Русская Православная Церковь организовали  «Общество восстановления православного христианства на Кавказе» и начали активную миссионерскую деятельность. Ислам среди абхазов практически был объявлен вне закона.

Так, например, известно, что в Абхазии был объявлен запрет на чтение азана. Почти 150 лет, вплоть до нынешнего времени, азан не мог звучать в Абхазии свободно. Царское правительство с помощью предоставления льгот и так называемой «просветительской работы» активно привлекало к православию, с одной стороны, малограмотную и необеспеченную часть абхазов, а с другой — тех феодалов, которые стремились во что бы то ни стало сохранить свои владения.

Сыграло в этом роль и то, что наиболее верующая часть абхазов-мусульман (до 80%, то есть около 400-500 тысяч человек) покинула Родину в периоды мухаджирства, стремясь переселиться на землю единоверцев, в первую очередь в Турцию. Оставшиеся на Родине мусульмане находились под бдительным контролем русской колониальной администрации, постоянно производившей превентивные мероприятия, итогом чего были аресты и ссылка горцев-мусульман в северо-восточные губернии Российской империи.

В это же время, не без участия миссионеров, появляется большое количество, зачастую лишенных исторической достоверности, преданий и легенд о будто бы «глубоком христианском прошлом абхазов», к которым и по сей день апеллируют некоторые исследователи. Несомненно, христианство оказало влияние на жизнь абхазов (как, впрочем, и на жизнь всех народов Кавказа). Однако, можно с уверенностью сказать, что история христианства в Абхазии в основном связана с греками (в раннем периоде) и с грузинами.

«Абхазская религия»

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

См. также: Народное христианство

Общество

В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия: знать, дворянство, крестьяне (земледельческое население) и пастухи. При утверждении российской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба, княжеских фамилий.

К началу XX век различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) абхазами стираются. Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е годы формируется этнополитическое движение, в 1989 возникает Народный фронт «Айдгылара».

Абхазские негры

Окрестности села Адзюбжа являются местом проживания особой этно-расовой группы — абхазских негров. Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Вероятно, они были куплены и ввезены для работ на мандариновых плантациях. Однако известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами. В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована, многие покинули родные места, осев в других частях Абхазии и за её пределами.

Это интересно: 139,Австралийские аборигены (народ)

Примечания и ссылки

(fr) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на английском языке под названием .

  1. Агабабян, Арусяк. . Государство, религия, церковь в России и за рубежом, № 2 (34) / 2016.
  2. (in) о Государственном департаменте США (по состоянию на 24 мая 2007 г. ) .

  3. (дата обращения 24 мая 2007 г. ) Конституция Республики Абхазия, ст. 12(ru)

Религия в Европе

Европейский Союз
  • Германия
  • Австрия
  • Бельгия
  • Болгария
  • Кипр
  • Хорватия
  • Дания
  • Испания
  • Эстония
  • Финляндия
  • Франция
  • Греция
  • Венгрия
  • Ирландия
  • Италия
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Мальта
  • Нидерланды
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Словакия
  • Словения
  • Швеция
  • Чехия
Другие суверенные государства
  • Албания
  • Андорра
  • Армения
  • Азербайджан
  • Беларусь
  • Босния и Герцеговина
  • Грузия
  • Исландия
  • Казахстан
  • Лихтенштейн
  • Северная Македония
  • Молдова
  • Монако
  • Черногория
  • Норвегия
  • Соединенное Королевство

    • Англия
    • Шотландия
    • Уэльс
    • Северная Ирландия
  • Россия
  • Сан-Марино
  • Сербия
  • Швейцарский
  • Турция
  • Украина
  • Ватикан
Государства, не признанные на международном уровне
  • Абхазия
  • Северный Кипр
  • Нагорный Карабах
  • Косово
  • Южная Осетия-Алания
  • Приднестровье
Территории с особым суверенитетом
  • Аландские острова (Финляндия)
  • Фарерские острова (Дания)
  • Гибралтар (Соединенное Королевство)
  • Гренландия (Дания)
  • Гернси (Соединенное Королевство)
  • Ян Майен (Норвегия)
  • Джерси (Великобритания)
  • Остров Мэн (Соединенное Королевство)
  • Шпицберген (Норвегия)

Религия в Азии

Суверенные государства
  • Афганистан
  • Саудовская Аравия
  • Армения
  • Азербайджан
  • Бахрейн
  • Бангладеш
  • Бутан
  • Бирма
  • Бруней
  • Камбоджа
  • Китай
  • Кипр
  • Северная Корея
  • Южная Корея
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Грузия
  • Индия
  • Индонезия
  • Ирак
  • Иран
  • Израиль
  • Япония
  • Иордания
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Кувейт
  • Лаос
  • Ливан
  • Малайзия
  • Мальдивы
  • Монголия
  • Непал
  • Оман
  • Узбекистан
  • Пакистан
  • Филиппины
  • Катар
  • Россия
  • Сингапур
  • Шри-Ланка
  • Сирия
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Восточный Тимор
  • Туркменистан
  • Турция
  • Вьетнам
  • Йемен
Государства, не признанные на международном уровне
  • Абхазия
  • Тайвань (Китайская Республика)
  • Северный Кипр
  • Нагорный Карабах
  • Южная Осетия
  • Палестина
Территории с особым суверенитетом
  • Остров Рождества (Австралия)
  • Кокосовые острова (Австралия)
  • Гонконг (Китай)
  • Макао (Китай)
  • Британская территория в Индийском океане (Соединенное Королевство)
  • Портал религий и верований
  • Абхазский портал

Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику

Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.

В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.

Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org

В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.

На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.

2012
в этом году в Абхазии действовала всего одна синагога и насчитывалось около 200 иудаистов

Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.

Ислам в жизни и быту абхазцев

Влияние Ислама на религиозные воззрения, культуру, быт и даже язык абхазов, несмотря на утверждения христианских миссионеров, было очень сильным. До вторжения царских войск в Абхазию в большей части аулов жили муллы — люди, читающие Коран и распространяющие знания среди местного населения, по дорогам странствовали проповедники-суфии, своей искренностью, праведностью и знаниями распространявшие Ислам. В основном это были турки, которые селились cреди абхазов, женились на абхазках, усваивали местный язык и обычаи, но было среди них немало и абхазов. В знак одобрения или восторга абхаз, независимо от вероисповедания, воскликнет «МащАллах!» — от арабского «Машаа Аллах!», то есть «на то была воля Аллаха!».

В абхазских аулах Ислам наложил отпечаток на все стороны народной жизни. Особенно это касается семейно-брачной стороны жизни и погребения. Встречались даже факты многоженства, а на кладбищах княжеских родов нередко можно увидеть мусульманские надгробия с эпитафиями.

Абхазские мусульмане были ревностными в отношении поста в месяц Рамазан (по-абхазски «аурычра», от турецкого слова «оруч» — пост). Строго выполнялись правила, запрещающие употреблять свинину. Сильное влияние Ислама видно и в том, что раньше очень многие абхазы, не только мусульмане, но и часть тех, которые считались христианами, не ели мяса «нечистого животного», избегали питаться в кафе и ресторанах, дабы по незнанию «не осквернить себя свининой». Содержание свиней в хозяйстве крайне порицалось, деньги, вырученные от продажи домашних и диких свиней, считались «нечистыми».

Среди ряда авторов христианского толка бытует мнение о низкой религиозности абхазов-мусульман, проявляемой, например, в отсутствии какого-либо стремления совершить хадж – один из столпов Ислама. Однако титул «хаджи», то есть «совершивший хадж», нередко можно встретить в именах абхазов и адыгов в исторических свидетельствах. Так, например в XIX веке экспедицию Ф.Торнау сопровождал Хаджи Сулейман Миканба. В Садзны (Малая Абхазия) в XIX веке был широко известен оратор и народный судья Хаджи Сулейман Цанба.

Абхазами праздновался и празднуется по сей день самый важнейший праздник в Исламе Ид аль-Адха или Курбан-Байрам (по-абхазски «Курбанныхуа»). Показателем влияния Ислама является и усвоение абхазами мусульманских мужских и женских имен (с местными особенностями произношения), у князей часто с титулом «бей» или без него, например Мыстафа, Сейдык, Хусин, Ебрыхым, Есмаил, Есхак, Екуб, Есуф, Мыса, Иса, Еслам, Реджеб, Рэшит и другие.

О влиянии суфийских тарикатов Северного Кавказа (накшбандийа, кадирийа) говорит и широкое распространение имени Шамиль.

Христианские миссионеры сочинили легенду о «насильственном насаждении Ислама в Абхазии турками, их крайней религиозной нетерпимости, уничтожении древних христианских храмов». Абсурдность этого утверждения показывает то, что до настоящего времени по всей Абхазии, как и на других территориях бывшего Османского султаната, во множестве сохранились древнейшие христианские культовые постройки (типично грузинские по архитектуре, с сохранившимися грузинскими надписями). При этом утверждалось, а иногда утверждается и по сей день, что «в Абхазии никогда не было мечетей», что также является неправдой. Как указано выше, в Сухуме существовало две большие мечети, во многих аулах также были мусульманские храмы.

В абхазском языке имеется немало арабских, тюркских и иранских заимствований. Так, нация по-абхазски – амилет, то есть миллет, переселенцы, по аналогии с хиджрой Пророка Мухаммеда (мир ему!) из Мекки в Медину – махаджиры, при встрече абхазы приветствуют друг друга словами: «Ас-салям!». В знак одобрения или восторга абхаз, независимо от вероисповедания, воскликнет «МащАллах!» — от арабского «Машаа Аллах!», то есть «на то была воля Аллаха!». В обычаях абхазов сохранилось немало такого, что напоминает нам о Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!). Например, воспитанный в народных традициях абхаз никогда не будет смотреть на аврат (запретные места другого человека) и т.п.

Внешние ссылки [ править ]

vтеРелигия в Европе
Суверенные государства
  • Албания
  • Андорра
  • Армения
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Босния и Герцеговина
  • Болгария
  • Хорватия
  • Кипр
  • Чехия
  • Дания
  • Эстония
  • Финляндия
  • Франция
  • Грузия
  • Германия
  • Греция
  • Венгрия
  • Исландия
  • Ирландия
  • Италия
  • Казахстан
  • Латвия
  • Лихтенштейн
  • Литва
  • Люксембург
  • Мальта
  • Молдова
  • Монако
  • Черногория
  • Нидерланды
  • Северная Македония
  • Норвегия
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Россия
  • Сан-Марино
  • Сербия
  • Словакия
  • Словения
  • Испания
  • Швеция
  • Швейцария
  • индюк
  • Украина
  • объединенное Королевство
  • Ватикан
Государства с ограниченным признанием
  • Абхазия
  • Арцах
  • Косово
  • Северный Кипр
  • Южная Осетия
  • Приднестровье
Зависимости и другие сущности
  • Земля
  • Фарерские острова
  • Гибралтар
  • Гернси
  • Остров Мэн
  • Джерси
  • Шпицберген
Прочие организации
vтеИслам на Кавказе
Суверенные государства
  • Армения
  • Азербайджан
  • Грузия
Другие территории
  • Абхазия 1
  • Аджария
  • Адыгея
  • Арцах 1
  • Чечня
  • Дагестан
  • Ингушетия
  • Кабардино-Балкария
  • Карачаево-Черкесия
  • Краснодарский край
  • Северная Осетия-Алания
  • Южная Осетия 1
  • Ставропольский край
1 Частично признанные государства

Иудаизм

В Сухуме находится и единственная в стране синагога. Иудаизм в Абхазии исповедуют в основном не абхазы. Евреи грузинского происхождения, составлявшие большинство в местной диаспоре, покинули страну во время войны. Остались русскоязычные евреи-ашкеназы. Общая численность исповедующих иудаизм в стране составляет примерно 200 человек.

Порой трудно определить, какую именно религию исповедуют абхазы, ведь в понимании некоторой части этого народа их собственное понятие единого Бога вмещает в себя и подобные определения из других монотеистических религий. Удивительным образом вера у абхазов вобрала, адаптировала традиции и постулаты других вер, причудливо смешав их с собственной исходной обрядностью. Вместе с тем страна, в свое время слушавшая проповеди Андрея Первозванного и Иоанна Златоуста, бережно сохраняет православные традиции и возведенные в древности христианские храмы.

Какие фильмы снимались в Абхазии

Абхазия — любимое место советских и российских кинорежиссеров. Великолепная природа и многочисленные достопримечательности Апсны — Страны Души — не раз становились естественными декорациями для киносъемок. В 1930-е гг. руководство республики даже разработало проект строительства в Гудауте большого киногорода, однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Вот лишь наиболее примечательные кинокартины, некоторые сцены или эпизоды которых снимались в Абхазии.

  •  «Веселые ребята» (1934) — Гагра.
  •  «Кащей Бессмертный» (1944) — Юпшарский каньон.
  •  «Алые паруса» (1961) — Пицундский сосновый бор.
  •  «Время счастливых находок» (1969) — Сухум.
  •  «Бархатный сезон» (1969) — Сухум.
  •  «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Смертельная схватка» (1980) — Гегский водопад.
  •  «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1980) — Сухум, Новоафонская пещера.
  •  «Приключения принца Флоризеля» (1981) — Пицунда, ресторан «Гагрыпш».
  •  «Любовь и голуби» (1984) — Пицунда.
  •  «ТАСС уполномочен заявить…» (1984) — Сухум.
  •  «Завещание профессора Доуэля» (1984) — Сухум, Новый Афон.
  •  «Зимний вечер в Гаграх» (1985) — Гагра.
  •  «Дама с попугаем» (1988) — Пицунда.
  •  «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989) — Сухум, Пицунда, Рицинский реликтовый парк.
  •  «Маленький гигант большого секса» (1992) — Сухум.
  •  «Серые волки» (1993) — Пицунда.
  •  «Исчезнувшая империя» (2008) — Гагра.
  •  «Олимпиус Инферно» (2009) — Гудаута, Новый Афон, Очамчыра.
  •  «Август. Восьмого» (2012) — Сухум, Ткуарчал, Рицинский реликтовый парк.

Достопримечательности Сухуми и окрестностей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector